Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
13.01.2016
- По результатам выполнения муниципального задания у бюджетного учреждения образовалась экономия субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения муниципального задания текущего года. Муниципальное задание выполнено в полном объеме и без замечаний со стороны органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
В отношении учреждения принято решение об изменении типа с бюджетного на казенное (с 01.01.2016).
В каком порядке должны быть возвращены остатки неиспользованных денежных средств (в том числе субсидии на выполнение муниципального задания), образовавшиеся на дату изменения типа учреждения?
Вправе ли учредитель принять решение об "отзыве" остатка субсидии путем внесения изменений в муниципальное задание в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При достижении муниципальным бюджетным учреждением показателей муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), характеризующих объем муниципальной услуги (работы), объемные показатели муниципального задания уменьшению не подлежат. Соответственно, уменьшение объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания значительно увеличивает риск квалификации подобных действий в качестве административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.15.15 КоАП РФ.
При отсутствии в Соглашении, заключенном между учредителем и учреждением, конкретных сроков возврата неиспользованных остатков субсидии, предоставленной в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, муниципальное бюджетное учреждение вправе перечислить указанные средства в доход бюджета муниципального образования в срок, установленный финансовым органом муниципального образования для процедуры закрытия лицевого счета.
Обоснование вывода:
1. В силу п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания. Несоблюдение данного правила может стать основанием для привлечения должностных лиц органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.15 КоАП РФ*(1).
Действующее законодательство не предусматривает механизмов отзыва (изъятия) у бюджетного учреждения средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания даже для тех ситуаций, когда это задание было пересмотрено в сторону уменьшения. Соответствующий порядок может быть предусмотрен Соглашением о предоставлении субсидии. При этом уменьшение объемных показателей задания является неотъемлемым условием для изъятия у учреждения до окончания текущего финансового года остатков субсидии при невыполнении им в полном объеме задания (письмо Минфина России от 25.02.2015 N 02-01-11/9390, раздел 6 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
Напомним, что в соответствии с положениями ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы), неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств субсидии, являющейся финансовым обеспечением выполнения государственного (муниципального) задания, могут быть использованы в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано.
Согласно разъяснениям специалистов финансового ведомства при достижении учреждением экономии средств, образовавшейся в результате выполнения государственного (муниципального) задания, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения с обязательным уточнением Плана ФХД в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения. При этом корректировка нормативных затрат, используемых при расчете объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, в соответствии с законодательством РФ не требуется (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 29.01.2013 N 02-13-06/293).
При достижении муниципальным бюджетным учреждением показателей муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), характеризующих объем муниципальной услуги (работы), объемные показатели муниципального задания уменьшению не подлежат. Соответственно, уменьшение объема финансового обеспечения выполнения муниципального задания значительно увеличивает риск квалификации подобных действий в качестве административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.15.15 КоАП РФ.
Экономия средств субсидии может быть перераспределена и направлена учреждением на оплату расходных обязательств в текущем финансовом году.
2. В силу положений п. 1 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ изменение типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией.
Согласно п. 2 ст. 17.1 Закона N 7-ФЗ изменение типа государственного (муниципального) бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:
1) Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Как правило, конкретный перечень мероприятий по созданию казенного учреждения путем изменения типа государственного (муниципального) учреждения с указанием сроков их проведения устанавливается, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования*(2).
На федеральном уровне при изменении типа на казенное учреждение показатели, отраженные на закрываемых лицевых счетах бюджетных (автономных) учреждений, не подлежат передаче на вновь открытые лицевые счета. Перечисление неиспользованных остатков средств учреждения в доход федерального бюджета осуществляется на основании представленного учреждением в орган Федерального казначейства платежного (расчетного) документа (смотрите, в частности, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 10.08.2012 N 02-03-09/3124/42-7.4-05/5.1-454).
Согласно п. 5 указанного письма осуществление ликвидации, реорганизации, изменения типа учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) производится в порядке, аналогичном порядку осуществления указанных процедур на федеральном уровне, с учетом особенностей, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ (муниципальных образований).
По общему правилу лицевые счета участников и неучастников бюджетного процесса, в том числе при изменении типа государственных (муниципальных) учреждений, закрываются при отсутствии на них учтенных показателей и остатка денежных средств. При наличии на закрываемом лицевом счете, открытом бюджетному учреждению в казначейском органе, остатка денежных средств учреждение представляет платежный документ (Заявку на кассовый расход) для перечисления остатка денежных средств по назначению одновременно с Заявлением на закрытие лицевого счета*(3).
Напомним, что конкретные условия предоставления субсидий устанавливаются в соответствующих соглашениях, заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться и информация о порядке и сроках возврата средств субсидий в случае принятия в отношении бюджетного учреждения решения об изменении типа на казенное. При отсутствии в соглашении подобных положений муниципальное бюджетное учреждение вправе перечислить остатки субсидии, предоставленной в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, в доход бюджета муниципального образования в срок, установленный финансовым органом муниципального образования для процедуры закрытия лицевого счета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
15 декабря 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- решение Оренбургского областного суда от 27.06.2014 по делу N 21-278/2014;
- решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 20.07.2015 по делу N 12-317/2015 (с текстом которого можно ознакомиться пройдя по ссылке: http://leninsky.sml.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&a).
*(2) Смотрите, например:
- п. 16 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539;
- п. 2.2 Порядка изменения типа бюджетного учреждения области в целях создания казенного учреждения области, а также изменения типа казенного учреждения области в целях создания бюджетного учреждения области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 27.09.2010 N 1088.
*(3) Смотрите, в частности:
- п.п. 108, 130 Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н;
- п. 13 Порядка открытия и ведения лицевых счетов бюджетным и автономным учреждениям области и проведения кассовых операций со средствами данных учреждений, утвержденного приказом Департамента финансов Вологодской области от 18.02.2013 N 83.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним