Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

15.01.2016
ВОПРОС:
Существует ли у государственного казенного учреждения, имеющего обособленные подразделения, обязанность по оплате налога за загрязнение окружающей среды и по оформлению экологического паспорта, если в процессе работы используются транспортные средства (никакого производства нет)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если учреждение не имеет стационарных источников загрязнения окружающей среды, а только автомобили, то уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду в 2015 году не требуется.

Обоснование позиции:
Взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду не регулируется нормами НК РФ, соответственно, не является налогом (письмо Управления ФНС по Московской области от 11.02.2005 N 19-43/86/1919).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются Законом N 7-ФЗ, иными федеральными законами.
Согласно ст. 1 Закона N 7-ФЗ загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества или энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
К видам негативного воздействия относятся (п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ):
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду во исполнение п. 3 ст. 16 Закона N 7-ФЗ установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок определения платы N 632).
В определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О указано, что данное постановление, принятое Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривающее взимание платежей неналогового характера, сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.
Пунктом 1 Порядка определения платы N 632 установлено, что его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (природопользователей).
Взимание платы предусматривается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Как указано в письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются, в частности, все юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. То есть для казенных учреждений не предусмотрено исключений.
Обособленное подразделение юридического лица (филиал или представительство) самостоятельным плательщиком платы не является и вправе осуществлять уплату платежей от имени юридического лица при условии закрепления такого рода полномочий в положении об обособленном подразделении, а также наличии доверенности у руководителя обособленного подразделения со всеми необходимыми полномочиями.
Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.
Юридическое лицо, имеющее обособленные подразделения, вправе производить расчет платы и вносить платежи по всем объектам негативного воздействия централизовано либо передать соответствующие полномочия своим обособленным подразделениям (письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.05.2008 N 04-09/712).
Таким образом, обязанность по внесению платы определяется не статусом хозяйствующего субъекта, не правом, на котором он владеет тем или иным имуществом, не видами деятельности, которые поименованы у него в ЕГРЮЛ, а ведением им деятельности, влекущей за собой негативное воздействие на окружающую среду.
Поэтому ответ на вопрос, обязано ли казенное учреждение осуществлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду, зависит от конкретного вида деятельности, осуществляемой им на данный момент. Если учреждение каким-либо образом загрязняет окружающую среду, то данные платежи ему необходимо уплачивать.
Пунктом 2 ст. 45 Закона N 7-ФЗ определено, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильных и иных оказывающих негативное воздействие на окружающую среду транспортных средств, обязаны соблюдать нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также принимать меры по обезвреживанию загрязняющих веществ, в том числе их нейтрализации, снижению уровня шума и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Транспортные средства относятся к передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду (смотрите также постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2009 N А21-4512/2009, ФАС Уральского округа от 12.02.2008 N Ф09-280/08-С1 (определением ВАС РФ от 05.06.2008 N 7003/08 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ)).
Таким образом, государственное казенное учреждение, эксплуатирующее транспортные средства, осуществляет деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды, и, соответственно, является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
При этом необходимо учитывать следующее.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ (далее - Закон N 219-ФЗ) были внесены значительные изменения в природоохранное и смежное с ним законодательство. При этом поправки вступают в действие поэтапно - с 2015 года по 2020 год.
С 1 января 2016 года вступят в силу статьи Закона N 7-ФЗ, устанавливающие новый порядок платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст.ст. 16.1-16.5 Закона N 7-ФЗ). Согласно новым правилам перечислить в бюджет плату за весь 2016 год необходимо будет в срок до 1 марта 2017 года. До этой же даты следует представить декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год.
Пунктом 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ (в редакции Закона N 219-ФЗ) установлено, что с 01.01.2015 собственники объектов - источников загрязнения обязаны ставить их на государственный учет, в ходе которого объектам будет присвоена соответствующая категория.
Однако на сегодняшний день порядок ведения такого учета и критерии присвоения категории не утверждены.
2015 год является переходным периодом, в течение которого действуют существующие в настоящее время правила исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные действующей редакцией Закона N 7-ФЗ.
При этом необходимо учитывать, что Закон N 219-ФЗ внес изменения не только в Закон N 7-ФЗ, но и в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", уточнив, что взимается плата с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух только стационарными источниками. Данное изменение вступило в силу с 01.01.2015.
Из этого следует, что с 01.01.2015 плата за выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц не предусмотрена. Данный вывод соответствует позиции Министерства природных ресурсов и экологии РФ, выраженной в письме от 10.03.2015 N 12-47/5413.
Таким образом, если учреждение не имеет стационарных источников загрязнения окружающей среды, а только автомобили, то уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду в 2015 году не требуется.

Экологический паспорт

Сразу отметим, что вопрос о необходимости оформления экологического паспорта не подпадает под действие налогового, трудового законодательства, гражданского права в части регулирования предпринимательской деятельности, законодательства о госзакупках, не входит в тематику бухгалтерского учета и отчетности и бухгалтерского учета в бюджетной сфере, в отношении которых представляются письменные ответы Службой Правового консалтинга ГАРАНТ.
В то же время обращаем Ваше внимание на Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 "Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы" (принят постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 11.09.2000 N 218-ст, далее - Стандарт). Иного документа, устанавливающего порядок оформления экологического паспорта, нами не обнаружено.
Согласно области применения данного Стандарта он устанавливает основные положения по построению, изложению, оформлению и заполнению типовых форм экологического паспорта природопользователя и рекомендуется для разработки и ведения юридическими лицами, независимо от форм собственности осуществляющими хозяйственную или иные виды деятельности и оказывающими воздействие на окружающую природную среду на территории РФ.
То есть согласно Стандарту оформление экологического паспорта является желательным, но необязательным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

18 декабря 2015 г.

Все консультации данной рубрики