Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

19.01.2016
ВОПРОС:
Согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Допустимо ли в целях Закона N 44-ФЗ принимать выписки из ЕГРЮЛ, подписанные ЭЦП, скачивать выписки с сайта nalog.ru? Есть ли нормативные документы, устанавливающие, какой документ в данном случае считается оригиналом?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не предусматривает необходимости представления выписки из ЕГРЮЛ исключительно на бумажном носителе. Выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью, соответственно, победитель запроса котировок, предоставивший такую выписку, не может быть признан уклонившимся от заключения контракта. Однако указание победителем запроса котировок ссылки для скачивания выписки из ЕГРЮЛ не соответствует требованиям ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Действительно, как следует из ч. 11 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), победитель запроса котировок наряду с подписанным контрактом обязан представить заказчику выписку из единого государственного реестра юридических лиц (далее - выписка из ЕГРЮЛ) или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В противном случае такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
При этом Закон N 44-ФЗ не содержит указания на то, что такая выписка должна обязательно представляться на бумажном носителе.
В силу ч. 1 ст. 5 Закона N 44-ФЗ в рамках отношений, регулируемых этим Законом, допускается обмен электронными документами*(1), предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками этой системы, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием ЕИС. Однако на сегодняшний день ЕИС в эксплуатацию не введена. В то же время ч. 5.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ устанавливает, что электронный документ, который подписан электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, признается электронным документом, подписанным усиленной неквалифицированной электронной подписью, в целях данного Закона в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее даты ввода в эксплуатацию ЕИС.
Иными словами, Закон N 44-ФЗ прямо допускает направление в течение переходного периода документов, скрепленных электронными подписями, причем эта норма применяется для целей Закона N 44-ФЗ в целом, а не только для целей проведения каких-то отдельных конкурентных процедур.
Что касается выписки из ЕГРЮЛ в электронной форме, то данный вопрос следует разрешать исходя из норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об ЭП), которые подлежат применению в силу ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона N 44-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Из ст.ст. 3, 6 Закона об ЭП следует, что документ, скрепленный электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, скрепленном собственноручной подписью, на условиях, установленных этим Законом, иными законами и (или) соглашением сторон. При этом в силу ч. 1 ст. 6 Закона об ЭП независимо от дополнительных указаний законов и соглашения сторон такая равнозначность установлена только для электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью (кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе).
Отсюда следует, что выписка из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью налогового органа, равнозначна выписке на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью (смотрите также письмо Федеральной налоговой службы от 11.08.2015 N ГД-4-14/14094@, письмо Федеральной налоговой службы от 03.12.2015 N ГД-3-14/4585@). Аналогичная позиция по вопросу предоставления выписки из ЕГРЮЛ в электронной форме участником закупки в целях аккредитации на электронной площадке изложена в письме Федеральной налоговой службы от 31.07.2015 N ЕД-4-7/13390. К выводу о равнозначности выписки из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанной квалифицированной электронной подписью налогового органа, выписке на бумажном носителе приходят и судьи (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2015 N 13АП-25597/15).
Отметим, что о правомерности предоставления выписки из ЕГРЮЛ в электронной форме, подписанной квалифицированной электронной подписью налогового органа, в составе заявки участника электронного аукциона говорится и в письме Минэкономразвития РФ от 30.09.2015 N Д28и-2944.
Таким образом, при соответствии предоставленной в форме электронного документа выписки из ЕГРЮЛ требованиям законодательства победитель запроса котировок не может быть признан уклонившимся от заключения контракта. В свою очередь, учитывая, что ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ обязанность предоставления выписки из ЕГРЮЛ возложена именно на победителя запроса котировок, на наш взгляд, указание таким победителем ссылки для скачивания выписки из ЕГРЮЛ заказчиком не соответствует требованиям ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ.

Рекомендуем Вам ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

22 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или для обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Все консультации данной рубрики