Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
19.01.2016
- Росреестр оказал организации услугу по предоставлению сведений из ЕГРП. В бухгалтерском учете расходы относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Обязан ли Росреестр оформить организации счет-фактуру и акт выполненных работ? Если нет, то каким документом подтвердить в бухгалтерском учете факт оказанной услуги?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Орган, оказывающий государственную услугу по предоставлению сведений из ЕГРП, не обязан оформлять акт выполненных работ и счет-фактуру по оказанной услуге.
Документальным основанием для отражения в учете факта оказания учреждению рассматриваемой государственной услуги является один из документов, предусмотренный п. 32 Административного регламента.
Обоснование вывода:
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ; п. 7 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Первичные учетные документы являются главным документальным свидетельством совершения той или иной операции. Иные документы могут подтверждать факт хозяйственной жизни только косвенно и служат, как правило, для получения более детальной информации о совершенной хозяйственной операции и об обстоятельствах, сопутствующих ее совершению.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, а в установленных случаях они должны оформляться еще и с обязательным применением унифицированных форм. Такие документы могут оформляться в учреждении или поступать от контрагентов.
Обязательства возникают из договоров и иных оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, хотя и не предусмотренных такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождающих гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) содержащиеся в ЕГРП сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с названным законом.
Предоставление сведений из ЕГРП является государственной услугой и осуществляется на условиях платности (п. 1 ст. 8 Закона N 122-ФЗ).
Размеры платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав. Отметим, что размеры платы за оказание госуслуги установлены приказами Минэкономразвития РФ от 16.12.2010 N 650 и от 15.02.2012 N 58 (далее - Приказ N 650 и Приказ N 58 соответственно).
Согласно п. 2 раздела II "Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 14.05.2010 N 180, предоставление сведений из ЕГРП осуществляется на основании запроса, представленного в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в виде бумажного документа или в электронной форме.
В гражданском законодательстве под договором понимаются не только единый документ, определяющий условия обязательств, возникающих между сторонами, и подписанный ими, но также и соглашение сторон, оформленное любым соответствующим закону способом (в том числе путем совершения определенных действий) и являющееся основанием возникновения у этих сторон взаимных прав и обязанностей (п.п. 1, 3 ст. 420 ГК РФ). В ряде случаев контракты, договоры могут заключаться не только путем подписания единого документа ("договора"), но и иными способами (смотрите также письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, письмо Минфина России от 31.07.2014 N 02-02-04/37921). При этом оплата может осуществляться в наличной форме, а заключение договоров (контрактов) вполне может подтверждаться кассовым чеком или иным документом, подтверждающим совершение сделки. Полагаем, что применительно к рассматриваемой ситуации факт заключения договора подтверждается фактом направления запроса заявителем о предоставлении сведений.
Порядок оказания госуслуги регламентируется приказом Минэкономразвития РФ от 18.05.2012 N 292 "Об утверждении Административного регламента_по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости" (далее - Административный регламент), согласно п. 31 которого конечными результатами предоставления государственной услуги являются:
- предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП;
- уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений;
- отказ в предоставлении запрашиваемых сведений.
Процедура предоставления государственной услуги завершается путем выдачи (направления) заявителю (п. 32 Административного регламента):
1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости;
2) кадастровой выписки об объекте недвижимости;
3) кадастрового паспорта объекта недвижимости;
4) кадастрового плана территории;
5) кадастровой справки о кадастровой стоимости земельного участка;
6) уведомления об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений;
7) сообщения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений.
Данные документы на основании запроса заявителя предоставляются одним из способов, указанных в п. 33 Административного регламента.
Таким образом, фактом надлежащего оказания государственной услуги в данной ситуации будет предоставление заявителю документа, предусмотренного п. 32 Административного регламента. Предоставление органом, оказывающим государственную услугу, иных документов (актов, счетов и т.д.) не предусмотрено.
С учетом изложенного в учете учреждения факт хозяйственной жизни "получение государственной услуги по предоставлению сведений из ЕГРП" может быть подтвержден одним из документов, предусмотренных п. 32 Административного регламента. Дополнительно может быть оформлена Бухгалтерская справка (форма 0504833).
Напомним, что каждая бухгалтерская запись (проводка) в регистрах бухгалтерского учета может быть отражена только на основании какого-либо первичного документа или свода первичных документов. Если соответствующая унифицированная форма отсутствует (не должна применяться), а разработка специальной формы для оформления конкретного факта хозяйственной жизни нецелесообразна, должна оформляться Бухгалтерская справка (форма 0504833).
К сведению:
Исходя из положений законодательства составление акта приема-передачи результатов выполненных работ или оказанных услуг является обязательным при приемке работ по договору подряда (п. 2 ст. 720 ГК РФ) и приемке работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ).
В свою очередь, счет-фактура не является первичным учетным документом. Он применяется только для целей главы 21 НК РФ и служит основанием для принятия покупателем предъявленных сумм НДС к вычету в порядке, предусмотренном указанной главой (п. 1 ст. 169 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Документы, прилагаемые сотрудниками госучреждения к авансовым отчетам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
14 декабря 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним