Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
20.01.2016
- Муниципальному бюджетному учреждению (автохозяйство системы здравоохранения), получающему доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учредителем на 2016 год запланировано финансирование в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в сумме, которая многократно меньше прошлогодней и не способна покрыть даже расходы на заработную плату сотрудников учреждения. Учредитель аргументирует это сокращением средств муниципального бюджета, выделяемых ему на финансирование подведомственных учреждений, и наличием у учреждения стабильно поступающих внебюджетных средств, за счет которых учреждение может себя содержать.
Имеет ли право учредитель ставить в зависимость от наличия собственных средств размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания? Не влечет ли финансирование учреждения преимущественно за счет собственных средств необходимости изменения статуса учреждения на автономное?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уменьшение субсидии на выполнение задания должно быть увязано с изменением показателей самого задания. При этом показатели объема, качества, нормативных затрат могут быть установлены учредителем в меньших, чем в прошлом году, размерах.
Наличие условия об уменьшении объема финансового обеспечения выполнения бюджетным учреждением задания на сумму получаемых учреждением доходов, на наш взгляд, не в полной мере соответствует положениям абзаца первого п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Подобные действия имеют признаки скрытого изъятия доходов, так как ограничивают право учреждения на самостоятельное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности.
Размер субсидии на выполнение задания следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей услуг (работ) только в случае, если основные платные услуги в установленных законами случаях включаются в задание учреждения.
Уменьшение размера субсидии на выполнение задания и увеличение доли доходов, получаемых учреждением от приносящей доход деятельности, не является основанием для изменения его типа на автономное.
Обоснование вывода:
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, не имеет права произвольно определять размеры субсидий, предоставляемых подведомственным бюджетным учреждениям в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Дело в том, что такие субсидии предоставляются в качестве финансового обеспечения выполнения вполне конкретных государственных (муниципальных) заданий (далее - задания), утверждаемых для учреждений учредителем (п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Соответственно, размер субсидии на выполнение задания должен определяться исключительно на основе показателей такого задания.
Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения задания рассчитываются с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. При этом нормативные затраты следует определять не по принципу "сколько требуется для того, чтобы профинансировать все фактические расходы учреждения", а исходя из того, "сколько требуется для оказания конкретной услуги при прочих равных условиях". Иными словами, субсидия не должна рассчитываться исходя из фактических затрат, "обратным счетом".
Права учредителя по уменьшению годового объема субсидии бюджетному учреждению на выполнение задания существенно ограничены действующим законодательством - уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении самого задания (п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ)*(1).
При этом в распоряжении учредителя достаточно инструментов, позволяющих снижать годовой объем субсидии. Мы говорим о показателях задания (объем, качество, нормативные затраты), которые могут быть установлены в меньших, чем в прошлом году, размерах.
Так, уменьшение годового объема субсидии может быть произведено по следующим основаниям:
- уменьшение в задании показателей объема (содержания) оказываемых услуг (выполняемых работ);
- снижение показателей качества выполнения задания (в случае их установления);
- уменьшение учредителем в течение года величины нормативных затрат на оказание услуг, на содержание имущества (не приводящее к образованию кредиторской задолженности по принятым учреждениями обязательствам).
Отметим, что изменение учредителем таких показателей, как уменьшение показателей объема оказываемых услуг и снижение показателей качества их выполнения могут быть обусловлены, в частности, внесением изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано задание, а также изменением размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете для финансового обеспечения выполнения задания.
Сокращение объема субсидии на основании уменьшения учредителем величины нормативных затрат на оказание услуг и (или) на содержание имущества не совсем корректно с методологической точки зрения, однако не противоречит действующему законодательству (письма Минфина РФ от 29.01.2015 N 02-01-09/3427, от 23.06.2015 N 02-01-10/36141). Дело в том, что на сегодняшний день не существует каких-либо единых нормативов финансового обеспечения заданий. Следовательно, нормативные затраты, применяемые для расчета размера субсидии, могут различаться даже для однотипных учреждений.
Напомним, что правовое положение бюджетных учреждений позволяет им осуществлять приносящую доход деятельность (в рамках основных видов деятельности) и иную деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждений и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством. Данные доходы расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Правовые основания для установления правовым актом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом порядка расходования таких средств отсутствуют.
Следует отметить, что по общему правилу уменьшение объема финансового обеспечения выполнения бюджетным учреждением задания не ставится в зависимость от размера доходов, получаемых учреждением от приносящей доход деятельности.
Размер субсидии на выполнение задание следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ) только в случае, если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в их задание (Раздел 8 "Платные услуги государственных (муниципальных) учреждений" Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
Таким образом, на практике конкретная годовая сумма субсидии на выполнение задания определяется исходя из:
1) объема средств, необходимых для непосредственного финансового обеспечения деятельности по оказанию услуги или выполнению работы;
2) постоянных затрат (расходов на содержание особо ценного движимого имущества, а также соответствующего недвижимого имущества, в том числе расходов на уплату "имущественных" налогов);
3) объема средств, планируемых к поступлению от потребителей услуг (работ), если в рамках задания предусмотрена возможность оказания (выполнения) платных услуг (работ) (часть 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
В то же время, как показывает практика, на уровне отдельных публично-правовых образований порядок определения объема финансового обеспечения может предполагать уменьшение размера субсидии на величину доходов, полученных учреждением от приносящей доход деятельности*(2).
Однако наличие условия об уменьшении объема финансового обеспечения выполнения бюджетным учреждением задания на сумму получаемых учреждением доходов, на наш взгляд, не в полной мере соответствует положениям абзаца первого п. 1 ст. 78.1 БК РФ. Более того, устанавливая подобное условие, учредителю следуют понимать, что подобные действия имеют признаки скрытого изъятия доходов, так как ограничивают право учреждения на самостоятельное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности, установленное положениями абзаца второго п. 3 ст. 298 ГК РФ.
В заключение хотим отметить, что объем государственного (муниципального) задания и, как следствие, размер субсидии на его выполнение не связаны с типом такого учреждения.
Порядок финансового обеспечения выполнения заданий и бюджетных, и автономных учреждений практически идентичен и осуществляется путем предоставления им субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ; ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").
Соответственно, в рассматриваемой ситуации уменьшение размера субсидии на выполнение задания и увеличение доли доходов, получаемых учреждением от приносящей доход деятельности, не является основанием для изменения его типа на автономное.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
30 декабря 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Несоблюдение данного правила может стать основанием для привлечения должностных лиц органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, к административной ответственности согласно ст. 15.15.15 КоАП РФ (смотрите, в частности, решение Оренбургского областного суда от 27.06.2014 по делу N 21-278/2014).
*(2) Смотрите, например, п. 6.5 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования г. Ноябрьск от 03.03.2014 N П-196.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним