Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
21.01.2016
- Может ли энергосбытовая организация принимать оплату за электроэнергию от физических лиц, которые вносят плату за электроэнергию по жилым помещениям, по бланкам строгой отчетности?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Энергосбытовая организация вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при получении оплаты за электроэнергию от физических лиц при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом на основании п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Предусмотренное п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ правило действует только в случае оказания услуг населению, т.е. гражданам, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16).
Согласно разъяснениям Минфина России принадлежность к услугам, которые предоставляются населению организациями, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН) (смотрите, например, письма Минфина России от 22.05.2014 N 03-01-15/24495, от 18.09.2013 N 03-11-12/38688, от 23.05.2012 N 03-01-15/4-102). Разделяют такой подход и налоговые органы (смотрите, например, письма ФНС России от 25.03.2013 N АС-4-2/5072@, от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@, письма УФНС России по г. Москве от 10.06.2011 N 16-15/056840@, от 28.04.2011 N 17-15/042237).
Предоставление электроэнергии (код 042101) входит в состав услуг населению согласно ОКУН и является видом такой услуги населению, как услуги по электроснабжению (код 042100), входящей в подгруппу коммунальные услуги (код 042000).
Соответственно, если в рассматриваемой ситуации исходить исключительно из ОКУН, то энергосбытовая организация при получении оплаты за электроэнергию от физических лиц вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.
Однако в письме Минфина России от 18.01.2008 N 03-01-15/1-10 в целях применения Закона N 54-ФЗ отношения по договору энергоснабжения рассмотрены как отношения по продаже товаров, поскольку договор энергоснабжения п. 5 ст. 454 ГК РФ отнесен к отдельному виду договора купли-продажи.
В то же время следует иметь в виду, что положения Закона N 54-ФЗ не уточняют понятие "услуга" непосредственно для целей указанного закона.
С точки зрения ГК РФ предоставление электроэнергии действительно классифицируется как купля-продажа (п. 5 ст. 454, ст. 539 ГК РФ). Пункт 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) допускает заключение поставщиками и покупателями электрической энергии договоров, содержащих элементы различных договоров (смешанные договоры). При этом в качестве услуг Закон N 35-ФЗ рассматривает передачу электроэнергии (ст. 3 Закона N 35-ФЗ).
Наряду с этим, например, в жилищном законодательстве согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за электроснабжение (плата за электрическую энергию - согласно редакции ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, действующей с 01.01.2016) является платой за коммунальные услуги. Возможность включения отношений по предоставлению электроэнергии в состав услуг населению подтверждается и уже приведенным выше ОКУН.
Электрическая энергия является неосязаемым объектом (не имеет прямого материального выражения), который потребляется непосредственно в процессе его получения. Соответственно, она имеет и признаки услуг. В этой связи вопрос о точной классификации её в качестве товара или услуги не может быть однозначно решен в ту или иную сторону.
Для целей Закона N 54-ФЗ принятие оплаты от населения за электрическую энергию, по нашему мнению, может быть рассмотрено как получение оплаты за услуги по предоставлению электрической энергии.
Поскольку в рассматриваемой ситуации предприятие получает оплату за электрическую энергию в жилых помещениях и жилищным законодательством предоставление электроэнергии отнесено к услугам, это обстоятельство является дополнительным аргументом в пользу возможности применения бланков строгой отчетности.
Также отметим, что в письме Минфина России от 18.01.2008 N 03-01-15/1-10 электрическая энергия рассматривалась как товар с учетом необходимости утверждения Минфином России соответствующего бланка строгой отчетности. Это обусловлено тем, что действующее на дату выхода указанного письма Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, предусматривало, что формы бланков утверждаются Минфином России по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка РФ и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
В настоящее время формы бланков строгой отчетности утверждаются федеральными органы исполнительной власти в том случае, если они наделены соответствующими полномочиями законодательством РФ (п. 5 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359).
Таким образом, мы полагаем, что энергосбытовая организация вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при получении оплаты за электроэнергию от физических лиц при условии выдачи бланков строгой отчетности.
К сожалению, полностью исключать вероятности возникновения претензий со стороны налоговых органов в данном случае нельзя. Материалов судебной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
29 декабря 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним