Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

21.01.2016
ВОПРОС:
В смете на проведение ремонтных работ, для осуществления которых был заключен контракт по результатам электронного аукциона, не предусмотрены некоторые виды требующихся работ (например, отсутствует такой вид работ, как "оштукатуривание стен"), без которых другие работы проводить нельзя, а некоторые виды работ предусмотрены ошибочно (предусмотрен вид работ "укладка плитки", тогда как на деле речь идет об укладке линолеума).
Являются ли условия о видах и объемах работ по контракту его существенными условиями?
Можно ли изменить эти условия в рамках изменения до 10% стоимости контракта, возможность которого предусмотрена Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Условия о видах и объемах работ по контракту являются его существенными условиями. Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности изменять такие условия заключенного контракта - может измениться только условие контракта об объеме работ путем пропорционального изменения объема всех предусмотренных контрактом видов работ (но не более чем на 10%) и только, если возможность такого изменения была предусмотрена в документации о закупке и контракте.
Если в ходе исполнения контракта выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при этом есть потребность в выполнении других работ, заказчик может заключить с подрядчиком соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ.

Обоснование позиции:
1. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (ч. 2 ст. 34 этого Закона). Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях (ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается этот закон (п. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его по цене, согласованной сторонами в соответствии со ст. 709 ГК РФ. Таким образом, исходя из приведенных норм, а также из других положений ГК РФ, регулирующих отношения сторон по договору подряда (в том числе, п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 766 ГК РФ), следует, что цена контракта, объем выполняемой работы, виды и содержание работ являются существенными условиями контракта на выполнение подрядных работ для обеспечения государственных или муниципальных нужд и могут быть изменены только в случаях, предусмотренных ст. 95 Закона N 44-ФЗ, и при соблюдении условий, установленных правилами этой статьи.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - контрактом, по предложению заказчика могут быть увеличены или уменьшены предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Таким образом, по общему правилу виды работ и объем работ по контракту являются существенными условиями контракта, которые не могут изменяться. При этом норма пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ позволяет изменять только условие об объеме работ по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) в пределах 10% и только, если это было предусмотрено в документации о закупке и контракте. Изменять содержание, виды работ данная норма не позволяет.
2. Вместе с тем сказанное не означает, что контракт должен быть исполнен строго на тех условиях, что были изначально в нем предусмотрены, в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон N 44-ФЗ такого требования не содержит, представляется, что такое требование противоречило бы принципам закупки, среди которых и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ). Ведь в случае отпадения потребности, например, в выполнении каких-либо объемов работ или их уточнении в ходе исполнения контракта в меньшую сторону средства будут истрачены на фактически отсутствующую потребность. А невыполнение каких-то промежуточных работ, имеющих значение для конечного результата в целом, не позволит достичь этого результата (например использование отделочных материалов без предварительной подготовки поверхностей).
При этом запрет на изменение контракта оставляет немного вариантов разрешения подобных ситуаций, один из наиболее очевидных - расторжение контракта по соглашению сторон после выполнения и приемки фактически необходимых объемов работ. Часть 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон на расторжение договора*(1).
Таким образом, если в ходе исполнения контракта потребность в выполнении отдельных видов работ отпала, заказчик может заключить с подрядчиком соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ.
3. Как мы поняли из вопроса, в рассматриваемой ситуации потребность в выполнении одних видов работ в ходе исполнения контракта отпала и вместо них планируется выполнение иных видов работ, а также предполагается изменить объем предусмотренных контрактом работ.
В связи с этим отметим, что ни из пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, ни из иных положений Закона N 44-ФЗ не следует, что если контракт предусматривает выполнение разноименных видов работ, то условие контракта об объеме работ может быть изменено только путем пропорционального увеличения или уменьшения объема каждого вида работ, предусмотренного контрактом. И в настоящее время Минэкономразвития России в письме от 31.12.2014 N Д28И-2884 дало разъяснения, из которых можно сделать вывод, что увеличивать либо уменьшать на основании пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно объем отдельных предусмотренных контрактом видов работ (позиции), если при этом цена контракта не увеличивается более чем на 10%. В связи с этим на практике существует подход, допускающий возможность изменения не более чем на 10% объема и стоимости отдельных позиций, предусмотренных контрактом (смотрите, например, разъяснения на сайте Госзаказа Липецкой области по ссылке: http://tpl.admlr.lipetsk.ru/cms/chapter.do?cache=1&chapterId=6, а также на сайте Комитета государственных закупок Мурманской области по ссылке: http://goszakaz.gov-murman.ru/contact/FAQ/Otvet.php).
Вместе с тем, как нам представляется, формулировка пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в том числе обороты "увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги" и "уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги", а также указание на то, что цена единицы товара, работ, услуг должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта) свидетельствует о том, что речь в этом подпункте идет обо всех товарах, работах, услугах, предусмотренных контрактом. Это вытекает из того, что согласно Закону N 44-ФЗ контрактом устанавливается единая цена всех приобретаемых работ. Отсюда можно сделать вывод, что, если по итогам закупки приобретается несколько видов работ, стороны контракта не вправе увеличить объем только одного из видов работ, поскольку в таком случае изменяется пропорция объема работ в общей цене контракта. Следовательно, формальное прочтение пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предполагает, что в предусмотренном этой нормой порядке условие контракта об объеме работ может быть изменено только путем пропорционального изменения объема всех предусмотренных контрактом видов работ (позиций).
Отметим, что и ранее, разъясняя порядок применения по существу аналогичной ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", официальные органы придерживались позиции, что пропорциональное изменение количества товара, объема работ, услуг и цены контракта, предусмотренное данной нормой, возможно только при одновременном одинаковом изменении количества всех товаров, объема работ, услуг и общей стоимости (смотрите ответы на вопросы 5 и 6 письма Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2007 NN 16811-АП/Д04, 8035-ВС и /ИА/20555 "О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения", письмо Министерства экономического развития РФ от 08.09.2009 N Д05-4388 "О разъяснении вопросов, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ", п. 2 письма Министерства экономического развития РФ от 20.02.2009 N Д05-926 "О разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ" (разъяснения по вопросам 5 и 7)).
Исходя из сказанного полагаем, что, поскольку в приведенной ситуации требуются увеличение объема только некоторых видов работ, а также исключение одних видов работ и включение других, на наш взгляд, сторонам необходимо расторгнуть контракт, а заказчику - осуществить новую закупку, объектом которой станут дополнительные объемы работ.
Подчеркнем, что высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений и правоприменительной практики, в которых рассматривалась бы аналогичная ситуация, мы не обнаружили.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

21 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичные разъяснения были даны в п. 44 обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", регулирующим сходные правоотношения и устанавливавшим такие же, по сути, ограничения на изменение контрактов. Федеральное казначейство рекомендовало при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос N 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 N 42-7.4-05/8.5-305).

Все консультации данной рубрики