Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

25.01.2016
ВОПРОС:
Единственный участник ООО принял решение об увеличении уставного капитала за счет недвижимого имущества.
Увеличение уставного капитала производится только за счет недвижимого имущества единственного учредителя.
Каков порядок регистрации изменений?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) общее собрание участников общества (далее также - ООО) может принять решение об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов его участниками. В том случае, если в обществе лишь один участник, такое решение принимается им единолично и оформляется письменно (ст. 39 Закона N 14-ФЗ).
Внесение вкладов должно осуществляться в течение двух месяцев со дня принятия участником ООО указанного решения, если уставом общества или решением не установлен иной срок (абзац второй п. 1 ст. 19 Закона N 14-ФЗ). При этом не позднее месяца со дня окончания срока внесения дополнительных вкладов участник общества должен принять решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов и о внесении в устав общества изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала общества (абзац третий п. 1 ст. 19 Закона N 14-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что фактическое внесение вкладов путем передачи имущества обществу осуществляется до внесения изменений в устав ООО, связанных с увеличением его уставного капитала.
На это указывают также и положения п. 2.1 ст. 19 Закона N 14-ФЗ, согласно которым вместе с заявлением о государственной регистрации изменений в уставе общества, связанных с увеличением его уставного капитала, в регистрирующий орган должны быть представлены документы, подтверждающие внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов.
Принимая во внимание, что право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации, считается возникшим или перешедшим к другому лицу с момента такой регистрации и единственным доказательством его существования является именно государственная регистрация (ст. 8.1, ст. 131 ГК РФ, ст. 2 и ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), то внесение вклада в уставный капитал ООО в полном объеме в рассматриваемом случае может считаться состоявшимся только после государственной регистрации права собственности ООО на переданное ему в качестве вклада недвижимое имущество участника. Поэтому документами, подтверждающими, на наш взгляд, внесение вклада в уставный капитал общества в полном объеме, будут служить документы, выдаваемые при государственной регистрации прав на недвижимое имущество: свидетельство о государственной регистрации прав или выписка из Единого государственного реестра прав.
Таким образом, исходя из вышеизложенного государственной регистрации изменений, вносимых в устав ООО при увеличении его уставного капитала за счет дополнительного вклада участника, должна предшествовать государственная регистрация права собственности ООО на передаваемое в качестве такого вклада недвижимое имущество.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание на то, что в предусмотренный ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) перечень оснований для отказа в государственной регистрации не включено такое основание, как непредставление в регистрирующий орган документов, подтверждающих внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов. В связи с этим возникает определенное противоречие между Законом N 14-ФЗ, который для случаев увеличения уставного капитала ООО за счет внесения дополнительных вкладов устанавливает обязанность представить в регистрирующий орган документы, подтверждающие внесение таких вкладов, и Законом N 129-ФЗ, в соответствии с которым непредставление таких документов не является основанием для отказа в регистрации.
На практике налоговые органы нередко в подобных случаях отказывают в государственной регистрации. Формально это не соответствует положениям Закона N 129-ФЗ, которым не предусмотрено такого основания для отказа в государственной регистрации, как непредставление в регистрирующий орган документов, подтверждающих внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов. В ряде случаев при рассмотрении таких дел суды руководствуются формальным подходом и признают решения об отказе в государственной регистрации недействительными (смотрите, например, постановления ВАС Западно-Сибирского округа от 08.12.2009 N Ф04-7676/2009, ФАС Уральского округа от 17.08.2010 N Ф09-6482/10-С4, ФАС Московского округа от 06.11.2007 N КГ-А40/11360-07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 N 17АП-4133/09, от 28.04.2008 N 17АП-2182/08). Однако представлен в судебной практике и противоположный подход, согласно которому отказ в государственной регистрации в связи с непредставлением документов, указанных в п. 2.1 ст. 19 Закона N 14-ФЗ, не противоречит законодательству (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2011 N 10АП-6334/2010, постановление ФАС Московского округа от 21.12.2010 N Ф05-14631/2010, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.03.2007 N Ф04-1654/2007(32734-А45-40), в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано определением ВАС РФ от 13.06.2007 N 6881/07).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

14 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики