Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
27.01.2016
- Абонентский договор представляет собой продажу потребителю сертификата, по которому потребитель по окончании гарантийного срока на товар вправе получить услугу по ремонту и техническому обслуживанию в течение срока действия сертификата неоднократно по мере необходимости (то есть по сертификату потребитель получает возможность, а воспользуется ею или нет, это его право). Возврат денежных средств не предусмотрен.
Вправе ли абонент (потребитель) по абонентскому договору (ст. 429.4 ГК РФ) досрочно отказаться от его исполнения и потребовать возврата денежных средств, если в абонентском договоре не предусмотрен возврат денежных средств?
Противоречит ли это условие в абонентском договоре ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору?
Нужно ли доказывать продавцу при отказе потребителя от абонентского договора фактически понесенные расходы?
С 1 июня 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 8 марта 2015 года N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 42-ФЗ), предусматривающий ряд новелл в области обязательственных правоотношений. Так как отношения с участием потребителей, связанные с приобретением ими товаров, выполнением работ либо оказанием услуг, основанные на заключаемых договорах купли-продажи с продавцами и договорах возмездного оказания услуг с исполнителями, в первую очередь, регулируются Гражданским кодексом РФ, то изменения, внесенные в ГК РФ Законом N 42-ФЗ, приобретают для потребителей особую актуальность.
Так, Гражданский кодекс РФ дополнен статьей 429.4 ГК РФ, раскрывающей сущность абонентского договора. Согласно п. 1 ст. 429.4 ГК РФ договором с исполнением по требованию (абонентским договором) признается договор, предусматривающий внесение одной из сторон (абонентом) определенных, в том числе периодических, платежей или иного предоставления за право требовать от другой стороны (исполнителя) предоставления предусмотренного договором исполнения в затребованных количестве или объеме либо на иных условиях, определяемых абонентом.
При этом в силу прямого указания п. 2 ст. 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отметим, что данная правовая конструкция наиболее востребована в сфере оказания услуг. До введения данной нормы в ГК РФ по схожей модели договора заключались возмездные договоры, в частности договоры на предоставление услуг связи, на оказание консалтинговых услуг, договоры на посещение спортивных клубов и т.д.
Однако отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода времени воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в соответствии со ст. 307.1 ГК РФ (также введенной в действие Законом N 42-ФЗ), если в отношении отдельных видов договоров не установлены специальные правила, то следует руководствоваться общими положениями о договоре. Общие положения об обязательствах применяются во всех случаях, если только специальные правила прямо не предусматривают иное.
Поскольку ст. 429.4 ГК РФ не содержит каких-либо специальных правил о расторжении абонентского договора, то в данном случае следует руководствоваться общими положениями о договоре. Так, согласно п. 4 ст. 453 ГК РФ стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (гл. 60 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
Тем не менее необходимо обратить внимание на следующее. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1, 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой стороной - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, полагаем, что отношения между сторонами, складывающиеся на основе абонентского договора, предусматривающего оказание каких-либо услуг гражданину, подпадают под действие Закона N 2300-I. Данный вывод подтверждается сообщением Роспотребнадзора от 05.05.2015 г, который разъяснил, что к числу изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 42-ФЗ, имеющих непосредственное отношение к правовому регулированию отношений с участием потребителей, относится его дополнение новой статьей 429.4, определяющей содержание и правовой смысл договора с исполнением по требованию (абонентского договора), получившего широкое распространение в сфере предоставления различных видов услуг.
Исходя из изложенного, поскольку специальные нормы Закона N 2300-I превалируют над общими нормами ГК РФ, отношения сторон, возникающие в связи с заключением абонентского договора, регулируются непосредственно нормами Закона N 2300-I, в том числе и ст. 32 Закона N 2300-I. В соответствии с данной статьей потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Соотнося ст. 32 Закона N 2300-I с правилами об абонентском договоре, можно сделать вывод о том, что потребитель вправе отказаться от исполнения абонентского договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. При этом именно на исполнителя (продавца, исполнителя услуг, работ) возлагается обязанность по доказыванию фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Данный вывод подтверждаем судебной практикой, смотрите, например, апелляционное определение Ульяновского областного суда от 1 сентября 2015 г. по делу N 33-3690/2015.
Отметим, что приведенная выше позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Ответ прошел контроль качества
15 декабря 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним