Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

27.01.2016
ВОПРОС:
Организация занимается предоставлением информационных услуг клиентам. Контрагент (заказчик), являющийся бюджетным учреждением, работающим по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", разместил закупку на услуги, оказываемые организацией. В выложенном проекте контракта говорится, что заказчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке. У организации есть опасения, что в случае такого одностороннего расторжения контракта просто по желанию заказчика (без вины исполнителя) организация будет занесена в список недобросовестных поставщиков.
Насколько опасения организации обоснованы с точки зрения имеющейся арбитражной практики и законодательства РФ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сведения об исполнителе не могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков автоматически в силу самого факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Необходимым условием внесения таких сведений в указанный реестр является существенное нарушение исполнителем условий контракта.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 той же статьи предусмотрено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом N 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков).
Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) (далее также - контрагенты), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. В реестре недобросовестных поставщиков указывается информация в том числе об основаниях расторжения контракта в случае одностороннего отказа заказчика от его исполнения.
Согласно ч. 6 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п.п. 4, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила), в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта путем одностороннего отказа от его исполнения заказчик направляет в Федеральную антимонопольную службу (уполномоченный орган) информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как предусмотрено п. 11 Правил, в связи с принятием решения о включении сведений о контрагенте заказчика в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п.п. 6-8 тех же Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Таким образом, одним из необходимых условий внесения информации о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта является существенное нарушение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (постановление АС Западно-Сибирского округа от 27.07.2015 N Ф04-21827/15). Из приведенных выше положений законодательства следует, что антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков должен устанавливать обстоятельства недобросовестного поведения хозяйствующего субъекта (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2015 N 09АП-36081/15).
Следовательно, сведения об исполнителе не могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков автоматически в связи лишь с фактом одностороннего отказа со стороны заказчика от исполнения контракта. Такие сведения могут быть внесены в указанный реестр только в случае нарушения исполнителем условий контракта, подтвержденного заказчиком в письменной форме при направлении соответствующей информации в уполномоченный орган. Причем уполномоченный орган осуществляет проверку этих сведений на предмет наличия недобросовестности со стороны исполнителя. Представители исполнителя вправе присутствовать при рассмотрении вопроса о включении информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков (п. 12 Правил).
Если сведения об исполнителе будут включены в реестр недобросовестных поставщиков необоснованно (то есть при отсутствии с его стороны нарушения условий контракта), исполнитель не лишен права обжаловать действия уполномоченного органа в судебном порядке (смотрите также постановления АС Дальневосточного округа от 10.12.2015 N Ф03-4727/15 и от 27.11.2015 N Ф03-4933/15, АС Северо-Кавказского округа от 10.11.2015 N Ф08-7954/15, АС Северо-Западного округа от 26.08.2015 N Ф07-5523/15).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

24 декабря 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики