Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

29.01.2016
ВОПРОС:
Может ли муниципальное автономное учреждение открыть одновременно несколько счетов в различных кредитных организациях для получения наличных денежных средств?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положения действующего законодательства не содержат ограничений на количество счетов, открываемых автономными учреждениями в кредитных организациях.

Обоснование вывода:
1. Автономные учреждения вправе осуществлять операции с поступающими им средствами через счета, открываемые в кредитных организациях (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", далее - Закон N 174-ФЗ).
Положения действующего законодательства не содержат ограничений и на количество счетов, открываемых автономными учреждениями в кредитных организациях.
Решение об открытии банковских счетов в конкретной кредитной организации принимается руководителем автономного учреждения после рассмотрения заключения наблюдательного совета (п. 11 ч. 1, ч. 3 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
Счета в кредитных организациях могут использоваться автономными учреждениями для осуществления операций за счет:
- средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ;
- собственных доходов, полученных при осуществлении деятельности, предусмотренной ч.ч. 6, 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ;
- средств во временном распоряжении;
- субсидий на иные цели, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Прямые ограничения для открытия счетов в кредитных организациях предусмотрены Законом N 174-ФЗ только в отношении:
- бюджетных инвестиций (ч. 3.6 ст. 2 Закона N 174-ФЗ);
- средств, поступающих автономным учреждениям в рамках обязательного медицинского страхования, с 1 января 2012 года (ч. 3.8 ст. 2 Закона N 174-ФЗ).
2. Механизм влияния органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, на выбор организации, в которой автономное учреждение должно открывать счета (лицевые счета), законодательством не предусмотрен*(1).
В то же время законодательство не препятствует органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, оказывать существенное влияние на процесс принятия решений об открытии автономными учреждениями счетов (лицевых счетов). Для этого Законом N 174-ФЗ предусмотрены, в частности, следующие "инструменты":
- согласно ч. 3.1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ учредители автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципальной собственности), вправе заключать соглашения об открытии автономным учреждениям, находящимся в их ведении, лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства (иными словами, речь идет о создании условий для казначейского обслуживания определенных автономных учреждений);
- предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета, рассматривает наблюдательный совет автономного учреждения, в состав которого входят и представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения (ч. 1 ст. 10, п. 11 ч. 1, ч. 6 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
Нам представляется наиболее оправданным подход, при котором интересы публично-правового образования (в том числе и связанные с открытием счетов, лицевых счетов) будут "отстаиваться" уполномоченными органами с применением процедур, прямо предусмотренных Законом N 174-ФЗ.
Например, органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей автономных учреждений, влиять на процесс принятия решений об открытии автономными учреждениями счета (счетов) в кредитных организациях и (или) лицевых счетов в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований) могут через своих представителей в наблюдательном совете автономного учреждения. А вот такие действия уполномоченных органов, как, например, издание нормативных правовых актов, в соответствии с которыми автономные учреждения могут иметь только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований), как следует из приведенных выше норм Закона N 174-ФЗ, как минимум, будут не в полной мере соответствовать нормам действующего законодательства.

К сведению:
Требование об обеспечении наличными денежными средствами через органы Федерального казначейства установлено положениями п. 1 ст. 241.1 БК РФ в отношении автономных учреждений, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ (муниципальных образований).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

15 января 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Специалисты финансового ведомства указывают: "в силу того, что госсубсидия - это государственные или муниципальные деньги, при их предоставлении на счета учреждений в коммерческих банках, которые не ограждены от рыночных рисков, следует эти риски учитывать. Только собственник имущества - учредитель может определить допустимость этих рисков и их величину".
В настоящее время достаточно широкое распространение получила практика издания нормативных правовых актов, в соответствии с которыми автономные учреждения, создаваемые отдельными публично-правовыми образованиями, обязаны открывать только лицевые счета в органах казначейства (финансовых органах). При этом нередко подобные требования, по сути, являются условием для получения субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием.
Однако, как следует из положений Закона N 174-ФЗ, подобные требования не в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства.

Все консультации данной рубрики