Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

16.11.2011
ВОПРОС:
Ресторан оказывает услуги физическим лицам. Бывает, что клиент бронирует зал на какое-то определенное число, составляется приблизительное меню и стоимость банкета, клиентом вносится предоплата. Но за 1-2 дня до проведения банкета клиент отказывается от услуги.
Имеет ли право ресторан не возвращать какую-то сумму предоплаты, допустим, 10% от стоимости банкета?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ресторан не вправе в случае отказа заказчика от услуг удерживать полученные от него в качестве предоплаты денежные средства (в том числе в виде определенного процента от стоимости услуг), за исключением той части, которая причитается ресторану в возмещение действительно понесенных им фактических расходов, связанных с исполнением договора.

Обоснование вывода:
Отношения, связанные с оказанием рестораном услуг общественного питания физическим лицам, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), а также Правилами оказания услуг общественного питания, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 (далее - Правила).
Пункт 17 Правил предусматривает возможность оформления предварительного заказа на оказание услуги. Такой заказ может быть оформлен как путем составления документа (заказа, квитанции и другое), содержащего необходимые сведения (наименование исполнителя, фамилию, имя и отчество потребителя, вид услуги, ее цену и условия оплаты, дату приема и исполнения заказа, условия выполнения услуги, ответственность сторон, должность лица, ответственного за прием и оформление заказа, подпись лица, принявшего заказ, и другие сведения), так и посредством телефонной, электронной или иной связи. По соглашению с потребителем допускается предварительная оплата услуг (п. 20 Правил).
Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги общественного питания при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору (п. 27 Правил). Аналогичное правило предусмотрено п. 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Включение в договор подобных условий является административным правонарушением (ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ).
С учетом изложенного полагаем, что ресторан не вправе в случае отказа заказчика от услуг удерживать полученные от него в качестве предоплаты денежные средства (в том числе в виде определенного процента от стоимости услуг), за исключением той части, которая причитается ресторану в возмещение действительно понесенных им фактических расходов, связанных с исполнением договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна

24 октября 2011 г.

.

Все консультации данной рубрики