Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
03.02.2016
- В государственном унитарном предприятии (далее - ГУП) идет процесс реорганизации в форме присоединения к нему другого государственного унитарного предприятия. Унитарное предприятие, к которому осуществляется присоединение, создано путем реорганизации в 2008 году. Уставный капитал ГУП, к которому осуществляется присоединение, равен 168 000 руб., уставный капитал присоединяемого ГУП - 500 000 руб. Итого уставный капитал ГУП, к которому осуществляется присоединение, будет равен 668 000 руб.
Следует ли ГУП, к которому осуществляется присоединение, подавать в регистрирующий орган заявление об увеличение своего уставного капитала и проходить соответствующую процедуру (подача соответствующего заявления в налоговую, внесение изменений в устав и т.д.)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сами по себе приведенные в вопросе обстоятельства не свидетельствуют о необходимости увеличения уставного фонда ГУП в связи с предстоящей реорганизацией в форме присоединения.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон об унитарных предприятиях) уставный фонд определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Сведения о его размере, порядке и способах формирования должны содержаться в уставе предприятия (п. 3 ст. 113 ГК РФ, п. 4 ст. 9 Закона об унитарных предприятиях).
Законодательством предусмотрены случаи, когда уставный фонд предприятия должен быть уменьшен (ст. 15 Закона об унитарных предприятиях). Однако в законе отсутствуют нормы, обязывающие собственника при каких-либо обстоятельствах принимать решение об увеличении уставного фонда. В определенных случаях собственник лишь вправе принять решение об увеличении уставного фонда ГУП. При этом решение об увеличении уставного фонда предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год, а возможность увеличения размера уставного фонда предприятия в любом случае определяется исходя из размера резервного фонда и стоимости чистых активов предприятия (п. 3 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях).
Согласно п. 3 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях размер уставного фонда ГУП должен составлять не менее чем 5000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Напомним, что исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится исходя из МРОТ, равного 100 рублям (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"). Иначе говоря, по общему правилу уставный фонд государственного унитарного предприятия должен составлять не менее 500 000 рублей (5000 х 100). В рамках данной консультации мы не можем установить, по какой причине размер уставного фонда ГУП, к которому осуществляется присоединение, менее этой суммы. Окончательно вопрос о соответствии размера уставного фонда ГУП, к которому осуществляется присоединение, требованиям законодательства в случае возникновения спора может решить только суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Однако само по себе то обстоятельство, что размер уставного фонда ГУП менее 500 000 рублей, как мы полагаем, не свидетельствует о каком-либо нарушении. Факт государственной регистрации унитарного предприятия позволяет предположить, что на момент такой регистрации отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации). Иными словами, велика вероятность, что указанный в вопросе размер уставного фонда предприятия, к которому осуществляется присоединение, на момент создания предприятия соответствовал требованиям законодательства. Такое возможно, например, если унитарное предприятие было создано до вступления в силу Закона об унитарных предприятиях, то есть в период действия утвержденного указом Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Пунктом 3 этого Положения было установлено, что размер уставного фонда государственного предприятия не должен быть менее суммы, равной тысячекратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, установленному законодательством РФ на дату представления учредительных документов для регистрации. Иными словами, минимально возможный размер уставного фонда ГУП, созданного до вступления в силу Закона об унитарных предприятиях, составляет 100 000 рублей. Последующее же присоединение в 2008 году к такому ГУП другого унитарного предприятия не свидетельствует о необходимости увеличения уставного фонда, поскольку в результате реорганизации в форме присоединения создания нового юридического лица не происходит. Реорганизация юридического лица в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц (п. 5 ст. 16 Закона о госрегистрации). Соответственно, если размер уставного фонда предприятия, к которому осуществляется присоединение (168 000 рублей), на момент создания предприятия соответствовал требованиям законодательства, увеличивать уставный фонд ГУП в связи с предстоящей реорганизацией не нужно. Косвенно сказанное подтверждается в разъяснениях Управления МНС России по Краснодарскому краю (ответ на вопрос N 1) и постановлении ФАС Уральского округа от 13.08.2007 N Ф09-5634/07-С4.
Более того, как нам представляется, даже то обстоятельство, что размер уставного фонда унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, не соответствует требованиям закона (то есть ГУП был в нарушение законодательства зарегистрирован с уставным фондом, размер которого менее предусмотренного п. 3 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях), не препятствует завершению процедуры присоединения, поскольку законодательство не связывает осуществление такой процедуры с необходимостью представления в регистрирующий орган учредительных документов унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение. Разумеется, если при создании государственного унитарного предприятия его уставный фонд был сформирован в меньшем размере, чем предусмотрено законом, органу, осуществляющему полномочия учредителя предприятия, целесообразно предпринять меры, необходимые для устранения допущенного нарушения и исключения тем самым риска обращения третьих лиц в суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации ГУП (глава VIII.1 Закона о госрегистрации) или о его ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Однако, повторим, сам по себе факт несоответствия размера уставного фонда ГУП требованиям закона в приведенной ситуации завершению реорганизации, на наш взгляд, не препятствует.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
12 января 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним