Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

03.02.2016
ВОПРОС:
В 2014 году по коду КФО "5" КБК 0706 0213956 11 612 (по статье КОСГУ 290) государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования Министерства здравоохранения и социального развития РФ были доведены средства на стипендию для малообеспеченных студентов по Постановлению Правительства РФ от 02.07.2012 N 679 в сумме 6 592 200 руб. Кассовые расходы за 2014 год составили, согласно потребности, 3 140 037 руб. На 01.01.2015 остатки данной субсидии по тому же КБК были разрешены к использованию в сумме 3 452 163 руб.
За 2015 год в соответствии с подтвержденной потребностью были израсходованы средства в объеме 2 578 493 руб. Остаток составил 873 670 руб.
Нужно ли остаток средств по этой субсидии отразить проводками на аналитических счетах счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" с целью обоснования потребности в данных средствах в 2016 году?
Верно ли применение следующих бухгалтерских проводок:
Дебет 5.506.20.290 Кредит 5.502.29.290
- отложенные обязательства на сумму 873 670,00 руб.?
Правильно ли будет отразить такое обязательство в разделе 3 формы 0503738 по коду КФО "5"?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок подтверждения наличия потребности в неиспользованных остатках субсидий на иные цели должен быть установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения.
Отражение на счетах санкционирования остатка неиспользованных субсидий прошлых лет нормативными актами не предусмотрено.
Принятие учреждением обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 506 90 000 "Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)".
В Отчете об обязательствах учреждения (форма 0503738) отражение обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов не предусмотрено.

Обоснование вывода:
1. Положениями п. 1 ст. 78.1 БК РФ предусмотрено предоставление из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий бюджетным учреждениям на иные цели.
Частью 18 ст. 30 Закона N 83-ФЗ прямо установлено требование о перечислении в соответствующий бюджет сумм неиспользованных в текущем финансовом году остатков средств субсидий на иные цели. В то же время согласно решению органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей в отношении конкретных учреждений, данные средства могут использоваться этими учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели (смотрите также письмо Минфина от 17.12.2012 N 02-03-09/5197).
Согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условия предоставления таких субсидий из различных бюджетов устанавливается соответственно:
- Правительством РФ;
- высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- местной администрацией;
- органами, которым подобные полномочия переданы перечисленными выше органами власти (местного самоуправления).
В соответствии с п. 27 постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" по общему правилу в 2015 году предоставление субсидий на иные цели федеральным бюджетным и автономным учреждениям осуществляется в порядке, установленном по согласованию с Минфином России федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении данных учреждений.
Этим же органом должен быть установлен порядок подтверждения наличия потребности в неиспользованных остатках субсидий на иные цели.
Согласно п. 12 "Правил предоставления из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ)", утвержденных приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2015 N 99н, не использованные в текущем финансовом году остатки целевых субсидий, в отношении которых Министерством не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году, подлежат перечислению в федеральный бюджет в установленном порядке.
В открытом доступе документа, регламентирующего порядок подтверждения наличия потребности в неиспользованных остатках субсидий на иные цели, для федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, нам обнаружить не удалось.
2. В соответствии с положениями п. 308 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), учет доходной и расходной частей плана финансово-хозяйственной деятельности, показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам), принятых учреждениями обязательств на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год, ведется на аналитических счетах счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов".
При этом по завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета утвержденных плановых, прогнозных назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся.
Отражения на счетах санкционирования остатка неиспользованных субсидий прошлых лет нормативными актами не предусмотрено.
На основании положений приказа Минфина России от 28.07.2010 N 82н "О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ государственным (муниципальным) учреждениям" (далее - Приказ N 82н) остатки средств целевых субсидий, не использованные учреждением на начало года, учитываются на лицевых счетах бюджетных учреждений без права расходования.
Возможность использования бюджетными учреждениями в очередном финансовом году остатков целевых субсидий прошлых лет подтверждается путем утверждения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Сведений (форма 0501016), в которых указаны остатки целевых субсидий прошлых лет. Сумма разрешенного к использованию остатка субсидий прошлых лет указывается в графе 6 Сведений (форма 0501016).
В случае утверждения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Сведений (форма 0501016) на сумму разрешенного к использованию в 2016 году остатка субсидии прошлых лет эта сумма должна быть заново отражена на соответствующих счетах санкционирования в 2016 году.
3. Учреждениям предоставлено право отражения в учете предстоящих обязательств, возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств). Для этого используется балансовый счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов" (п. 302.1 Инструкции N 157н).
Положения Инструкции N 157н не обязывают учреждение под сформированный резерв иметь остатки денежных средств на лицевом счете. Резервы формируются по методу начисления. Периодичность начисления учреждение вправе установить самостоятельно (ежемесячно, ежеквартально или ежегодно). Примерный перечень обязательств, под которые может создаваться резерв, перечислен в п. 302.1 Инструкции N 157н. Кроме того, резервы могут создаваться учреждением по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики.
При формировании резервов предстоящих расходов соответствующие им отложенные обязательства учитываются на аналитическом счете 0 502 09 000 "Отложенные обязательства" (п. 319 Инструкции N 157н).
Принятие учреждением обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 506 90 000 "Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 502 99 000 "Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)". Причем сумма уменьшения обязательств по сформированному резерву (корректировка размера резерва) предстоящих расходов, принятие обязательств по расходам за счет сформированного резерва в соответствующем финансовом году отражаются способом "красное сторно".
В Отчете об обязательствах учреждения (форма 0503738) отражение отложенных обязательств в сумме сформированных резервов предстоящих расходов не предусмотрено.
В заключение хотим обратить внимание, что несмотря на то, что перечень обязательств, под которые учреждением будут создаваться резервы, определяется актом учреждения, принятым при формировании его учетной политики, нам видится, что, исходя из экономического смысла резервов предстоящих расходов, основания для формирования резервов под предстоящие выплаты стипендий отсутствуют.

К сведению:
В соответствии с п. 33 постановления Правительства РФ от 28.12.2015 N 1456 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" федеральные бюджетные учреждения обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий, предоставленных им в 2015 году, в частности в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, в отношении которых наличие потребности в направлении их на те же цели в 2016 году не подтверждено в установленном порядке, не позднее 1 июля 2016 г.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Субсидия на иные цели (целевая субсидия);
- Энциклопедия решений. Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00;
- Энциклопедия решений. Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении;
- Энциклопедия решений. Резервы предстоящих расходов в госучреждении. Счет 401 60.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

15 января 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики