Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
08.02.2016
- АО наряду с физическими лицами является учредителем ООО. При создании ООО доли составляли: АО - 25%, у пятерых физических лиц - по 15%.
Согласно Уставу ООО количество голосов, которыми обладает участник, не прямо пропорционально принадлежащей ему доле. Порядок определения числа голосов участников общества распределяется следующим образом: участник АО обладает 55 голосами, остальные участники - физические лица обладают каждый по 9 голосов, итого - 100 голосов. Два участника вышли из состава, их доли перешли ООО, далее ООО продало эти доли третьему лицу. Таким образом, доли распределились в следующем порядке: АО - 25%, у трех физических лиц - по 15%, у одного физического лица - 30%. Изменения в соответствующий пункт устава не вносились. В декабре 2015 года участники (все физические лица) вышли из состава ООО.
Имеются ли какие-то особенности в отношении последствий выхода участников из общества в изложенной ситуации (дальнейшего принятия решений, распределения доли) в связи с тем, что АО является обществом с государственным участием (одним из акционеров является субъект РФ)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закон не препятствует акционерному обществу с государственным участием быть единственным участником хозяйственного общества.
Сами по себе изложенные в вопросе обстоятельства не требуют уменьшения уставного капитала ООО.
Акционерное общество вправе принять решение о распределении в свою пользу принадлежащей ООО доли в уставном капитале последнего независимо от наличия в уставе ООО положений об особом порядке определения числа голосов участников ООО.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 94 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) участник общества с ограниченной ответственностью (далее также - общество, ООО) вправе выйти из общества путем подачи заявления о выходе, если такая возможность предусмотрена уставом общества. Доля в уставном капитале ООО (далее также - доля) такого участника переходит к обществу с даты получения обществом заявления участника о выходе (п. 2 ст. 94 ГК РФ, п. 6.1, пп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО).
Последствия перехода к обществу доли вышедшего участника определены п. 2 ст. 94 ГК РФ, п.п. 6.1, 7.1, 8 ст. 23, ст. 24 Закона об ООО. В частности, у общества возникает обязанность в течение трех месяцев выплатить такому участнику действительную стоимость его доли в уставном капитале или с согласия участника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости (если иной срок или порядок выплаты не предусмотрен уставом общества). Действительная стоимость доли участника, соответствующая части стоимости активов общества, пропорциональной размеру его доли (п. 2 ст. 14 Закона об ООО), определяется на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из ООО, и выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов ООО и размером его уставного капитала.
В течение одного года со дня перехода доли к обществу общее собрание участников ООО должно принять одно из следующих решений:
- о распределении принадлежащей обществу доли между всеми участниками пропорционально их долям в уставном капитале;
- о предложении такой доли для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам (п. 2 ст. 24 Закона об ООО).
Обратим внимание, что согласно п. 1 ст. 24 Закона об ООО доли, принадлежащие обществу, не учитываются при определении результатов голосования на общем собрании участников общества. Следовательно, в настоящей ситуации соответствующее решение будет приниматься акционерным обществом (далее - АО) как единственным участником ООО, который обладает долей в уставном капитале, предоставляющей право голоса на общем собрании участников. Закон не запрещает такому участнику принять решение о распределении перешедшей к обществу доли в свою пользу, то есть фактически в порядке распределения доли между оставшимися участниками единолично приобрести эту долю (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2014 N 13АП-17448/13). Закон не устанавливает каких-либо ограничений в отношении возможности такого приобретения доли в уставном капитале ООО юридическим лицом (в том числе акционерным обществом) с государственным участием. Заметим, что иных особенностей применения положений Закона об ООО в отношении последствий выхода участников из общества в связи с наличием в составе участников общества юридического лица с долей участия субъекта РФ законодательство также не предусматривает.
Единственное ограничение в этой ситуации, на наш взгляд, вытекает из требования п. 2 ст. 7 Закона об ООО, согласно которому общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Поэтому, если на момент принятия оставшимся участником общества решения о дальнейшей правовой судьбе доли в АО будет лишь один акционер, участник ООО, как мы полагаем, не вправе будет принять решение о распределении в свою пользу (приобретении) доли, перешедшей к обществу, в результате которого он станет обладателем доли в размере 100% уставного капитала общества.
Принадлежащая обществу доля в его уставном капитале, не распределенная или не проданная в течение года со дня ее перехода к обществу, должна быть погашена, и размер уставного капитала должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли (п. 5 ст. 24 Закона об ООО). При этом конкретные сроки принятия общим собранием участников (единственным участником) ООО решения об уменьшении уставного капитала путем погашения доли, а также последствия непринятия такого решения закон не устанавливает.
Сам же по себе выход участника (нескольких участников) из общества непосредственно не влечет необходимости уменьшения уставного капитала этого общества. Такая необходимость может возникнуть в случае, если в течение года со дня перехода доли вышедшего участника к обществу эта доля не будет распределена или продана по решению общего собрания участников (оставшегося участника, обладающего единственной голосующей долей в уставном капитале ООО). Кроме того, обществу потребуется уменьшить уставный капитал, если разницы между стоимостью чистых активов и размером уставного капитала обществу будет недостаточно для выплаты вышедшему участнику действительной стоимости его доли в уставном капитале (п. 8 ст. 23 Закона об ООО).
Приведенные выше нормы Закона об ООО, согласно которым доли в уставном капитале, принадлежавшие участникам, вышедшим из общества, переходят к обществу, а принадлежащая ООО доля в его уставном капитале не участвует в голосовании на общем собрании участников, являются императивными, иначе говоря, они применяются независимо от содержания устава ООО. Поэтому положения устава об определении количества голосов участников непропорционально их долям в уставном капитале в этой ситуации не имеют правового значения. Независимо от этих положений до момента приобретения доли или части доли в уставном капитале общества, принадлежащей обществу, другим лицом АО является единственным участником общества и, следовательно, может единолично принимать решения по всем вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников ООО. Безусловно, поскольку после изменения состава участников ООО содержание устава в этой части перестало быть актуальным, представляется целесообразным внести в устав общества соответствующие изменения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
20 января 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним