Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

08.02.2016
ВОПРОС:
На балансе казенного учреждения числятся отдельные объекты недвижимого имущества - здание, площадка для служебного транспорта, забор, а также иные отдельно расположенные на огражденной указанным забором территории сооружения (навес, туалет и др.), на которые у учреждения имеется единый технический паспорт. Автомобильная дорога (отвод) с входящими в ее состав элементами благоустройства является самостоятельным объектом и учитывается на балансе в качестве объекта недвижимости. Право оперативного управления ни на здание с примыкающими сооружениями, ни на автомобильную дорогу (отвод) учреждением еще не получено (не зарегистрировано). Объекты приняты к учету на основании актов о приеме-передаче.
Фактически все эти объекты задействованы единым комплексом и выполняют функцию пункта весового контроля (далее - ПВК). После проведенной инвентаризации учреждением принято решение (издан приказ руководителя) об объединении здания (с прилегающими к нему объектами) и автомобильной дороги в единый объект недвижимого имущества - ПВК. Соответствующие изменения планируется внести в технические и правоустанавливающие документы.
Как отразить в учете объединение ПВК и автомобильной дороги в единый объект?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оснований для объединения в учете автомобильной дороги и расположенного в полосе отвода движимого и недвижимого имущества с целью постановки на учет единого инвентарного объекта на сегодняшний день у учреждения нет.
В случае получения единого правоустанавливающего документа на автомобильную дорогу (отвод) с расположенными в полосе отвода объектами движимого и недвижимого имущества (пункта весового контроля) учреждение вправе отразить в отчетности единый инвентарный объект как событие после отчетной даты в порядке, установленном учетной политикой учреждения.
Кроме того, указанные объекты могут быть отражены на балансе учреждения до даты регистрации права оперативного управления только по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, при условии, что это имущество не числится в казне или на балансе у передавшей стороны.

Обоснование вывода:
1. Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета в организациях госсектора предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств только при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующего права: согласно п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
То есть для отражения на балансовом учете объектов недвижимости в наличии у учреждения обязательно должно быть свидетельство о регистрации права оперативного управления (в частности выписка из ЕГРП).
Поэтому в рассматриваемой ситуации указанные в вопросе объекты могут быть отражены на балансе учреждения до регистрации права оперативного управления только по согласованию с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, при условии, что это имущество не числится в казне или на балансе у передавшей стороны.
Согласно п. 41 Инструкции N 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), к группировке объектов основных фондов по подразделам с учетом следующих особенностей:
- если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами;
- надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами;
- наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.д.) являются самостоятельными инвентарными объектами.
Обратите внимание: решение вопроса о порядке учета основного здания и расположенных на одной территории с ним навеса, забора, площадки и прочих объектов в качестве единого инвентарного объекта или же самостоятельных инвентарных объектов может быть принято только на основании заключения профильной комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, основанном на их профессиональном суждении и соответствующей технической документации с учетом названных положений п. 45 Инструкции N 157н о "самостоятельности" объектов (сооружений).
В случае принятия в установленном порядке решения об объединении нескольких инвентарных объектов в один и оформлении необходимых правоустанавливающих документов, при отражении факта хозяйственной жизни в бюджетном учете необходимо принять во внимание следующее:
- порядок объединения инвентарных объектов положениями Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), однозначно не установлен;
- фактически ни один объект учета не выбывает, поэтому применение счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы" в данном случае будет некорректным, так как дополнительных вложений (инвестиций) в уже существующие инвентарные объекты не осуществляется.
По нашему мнению, операция по объединению инвентарных объектов может быть отражена следующими проводками (по аналогии с установленным в п. 7 Инструкции N 162н порядком учета перемещения объектов основных средств между группами и (или) видами имущества в учреждении):
- выбытие объектов основных средств из группы и (или) вида имущества отражается по их первоначальной (балансовой) стоимости по дебету счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 1 101 00 310 "Основные средства" с одновременным отражением по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 1 104 00 410 "Амортизация" и кредиту счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами";
- одновременно принятие объединенного инвентарного объекта основных средств отражается по первоначальной (балансовой) стоимости, полученной путем суммирования первоначальных стоимостей, объединенных в один объектов учета, по дебету соответствующего счета аналитического учета счета 1 101 00 000 "Основные средства" (1 101 12 310) и кредиту счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами" с одновременным отражением общей суммы начисленной амортизации по кредиту соответствующего счета аналитического учета счета 1 104 00 000 "Амортизация" (1 104 12 410) и дебету счета 1 401 10 172 "Доходы от операций с активами". Объединение инвентарных объектов следует оформить Бухгалтерской справкой (форма 0504833).
Применение таких записей обосновано еще и тем, что на сегодняшний день складывается методология учета, согласно которой после поступления в организацию госсектора нефинансового актива все дальнейшие операции с этим объектом и его частями отражаются в учете с использованием счета 1 401 10 172.
Вместе с тем такой порядок желательно закрепить в учетной политике учреждения с соблюдением требований абзаца 8 п. 2 Инструкции N 162н.
Срок полезного использования объединенного объекта определяется комиссией по поступлению и выбытию активов в установленном порядке с учетом срока фактической эксплуатации (п. 44 Инструкции N 157н). Годовая сумма амортизации в этом случае может быть определена исходя из остаточной стоимости объединенного объекта и уточненной нормы амортизации, исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования (п. 85 Инструкции N 157н).
2. В отношении возможности объединения пункта весового контроля с автомобильной дорогой, в полосе отвода которой он расположен, отметим следующее.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ..." (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в частности, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств (п. 5 ст. 3 Закона N 257-ФЗ, смотрите также п. 6 ст. 3 Закона Краснодарского края от 07.06.2001 N 369-КЗ "Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края", далее - Закон N 369-КЗ).
Сведения об автомобильной дороге вносятся в Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее также - Реестр автомобильных дорог), который представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения. В реестр вносятся в том числе следующие сведения (части 1, 4 ст. 10 Закона N 257-ФЗ):
- сведения о собственнике, владельце автомобильной дороги;
- наименование автомобильной дороги;
- идентификационный номер автомобильной дороги;
- протяженность автомобильной дороги и используемых на платной основе ее участков;
- иные сведения.
В случае изменения сведений об автомобильной дороге они должны быть внесены в установленном порядке в Реестр автомобильных дорог (части 6, 8 ст. 10 Закона N 257-ФЗ, часть 6 ст. 9 Закона N 369-КЗ).
При этом в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования, учитывается обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы). Указанное условие предусмотрено и в п. 45 Инструкции N 157н.
Учет элементов обустройства дороги прямо положениями п. 45 Инструкции N 157н не установлен. Однако мы считаем, что учет элементов дороги, в частности, пункта весового контроля в составе автомобильной дороги правомерен только в том случае, если это не противоречит порядку ведения реестра имущества публично-правового образования, и сведения об этом объекте внесены в Реестр автомобильных дорог.
Но в рассматриваемой ситуации сведения о здании (с входящими в его состав сооружениями) внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество, сведения об автомобильной дороге - в Единый государственный реестр автомобильных дорог, их "юридическое" объединение невозможно.
Следовательно, у учреждения на сегодняшний день нет оснований для объединения в учете объектов "автомобильная дорога" и расположенных в полосе отвода объектов движимого и недвижимого имущества с целью постановки на учет единого инвентарного объекта.
3. В случае получения соответствующих правоустанавливающих документов на автомобильную дорогу (отвод), включающую в себя такие элементы, как пункт весового контроля, до сдачи отчетности данный факт хозяйственной жизни может быть отражен в бюджетном учете и отчетности как событие после отчетной даты в порядке, установленном учетной политикой учреждения, 31 декабря отчетного 2015 года. При этом проводки будут аналогичны приведенным в первой части ответа.
Если документы поданы на регистрацию, но изменения в соответствующие реестры будут внесены после отчетной даты, то операция подлежит отражению в учете на дату получения правоустанавливающих документов в текущем отчетном году.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности госучреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

19 января 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики