Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
09.02.2016
- Источником поступлений основных средств стоимостью свыше 40 тыс. руб. в государственное казенное учреждение муниципального образования являются добровольные пожертвования.
В настоящее время указанные основные средства учитываются на балансовых счетах. По результатам проверки от проверяющих органов поступило указание о переводе данных основных средств на забалансовый учет в связи с тем, что право оперативного управления на данное имущество не закреплено за учреждением, а также данное имущество не включено в реестр муниципального имущества.
На каких счетах бюджетного учета должны учитываться указанные основные средства? Должны ли они учитываться в реестре муниципального имущества? Поступают ли они в оперативное управление казенного учреждения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Право оперативного управления на движимые вещи, полученные учреждением по договору пожертвования, приобретается с момента передачи вещи. Поступившие в муниципальное казенное учреждение в качестве добровольных пожертвований основные средства стоимостью свыше 40 тыс. рублей следовало принять к балансовому учету.
Сведения об имуществе, полученном учреждением по договору пожертвования, должны быть отражены в реестре муниципального имущества.
Обоснование вывода:
Имущество закрепляется за казенными учреждениями на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Сведения о государственном (муниципальном) имуществе, в том числе закрепленном за казенными учреждениями, отражаются в реестре имущества соответствующего публично-правового образования.
В частности, порядок учета федерального имущества и ведения соответствующего реестра регламентирован постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества", далее - Постановление N 447.
Органы местного самоуправления в соответствии с положениями ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ведут реестры муниципального имущества в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424, далее - Порядок.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Иной момент возникновения права оперативного управления в отношении имущества, закрепленного за учреждением, установлен в отношении недвижимого имущества. Право оперативного управления на такое имущество возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 8.1 ГК РФ; смотрите также п. 5 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22).
В отношении имущества, приобретенного учреждением самостоятельно, момент приобретения права оперативного управления определяется аналогично приобретению права собственности на вещи (п. 2 ст. 299 ГК РФ). Так, право оперативного управления на движимые вещи приобретается, в частности, либо с момента передачи вещи в случае ее приобретения у приобретателя по договору, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ), либо с момента ее создания - в случае изготовления учреждением новой вещи для себя (п. 1 ст. 218 ГК РФ). В отношении приобретаемых учреждением недвижимых вещей право возникает с момента его государственной регистрации, если иное не установлено законом (п. 1 ст. 131, п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ, одним из источников формирования имущества некоммерческих организаций могут являться добровольные имущественные взносы и пожертвования. На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ). В связи с тем, что исключения из числа получателей пожертвований законодательством Российской Федерации не установлены, казенное учреждение также правомочно выступать таковым.
Следовательно, если коммерческая организация или физические лица жертвуют имущество, в том числе основные средства, казенному учреждению и в договоре пожертвования непосредственным получателем пожертвования указано это учреждение, такое имущество напрямую поступает в оперативное управление учреждения. При этом общефедерального требования о получении казенными учреждениями пожертвований только через казну публично-правового образования нет.
Согласно п. 38 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, принимаются к учету в качестве основных средств. Учет таких объектов ведется на счете 0 101 00 000.
При этом положения законодательства не увязывают момент принятия к балансовому учету объектов основных средств с моментом их отражения в реестре имущества соответствующего публично-правового образования.
В реестр имущества соответствующего публично-правового образования сведения об имуществе, приобретенном правообладателем по договорам или на иных основаниях поступающем в его оперативное управление, вносятся в двухнедельный срок (п. 19 Постановления N 447, п. 6 Порядка).
Соответственно, так как пожертвование было принято от жертвователя, подлежало использованию и использовалось в деятельности учреждения, неоприходование указанного имущества являлось бы нарушением. Поступившее в муниципальное казенное учреждение в качестве добровольного пожертвования имущество стоимостью свыше 40 тыс. рублей следовало принять к учету на балансовых счетах.
В соответствии с п. 85 Инструкции N 157н расчет годовой суммы амортизации производится учреждением, осуществляющим учет используемого объекта основных средств, линейным способом исходя из его балансовой стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования, определяемого с учетом положений п. 44 Инструкции N 157н. Особый порядок начисления амортизации для основных средств, полученных по договору дарения (пожертвования), Инструкцией N 157н не предусмотрен.
В заключение отметим, что, так как сведения в реестр муниципального имущества должны быть предоставлены правообладателями в 2-недельный срок с момента возникновения, изменения или прекращения права на объекты учета, действия (бездействие) учреждения могут быть квалифицированы в качестве нарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.12 КоАП РФ.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Право оперативного управления;
- Энциклопедия решений. Основания и момент возникновения права оперативного управления;
- Энциклопедия решений. Отражение в учете госучреждения операций по использованию имущества, полученного по централизованному снабжению (оплаченного учредителем), до поступления документов о его передаче на праве оперативного управления;
- Энциклопедия решений. Начисление амортизации в госучреждении;
- Энциклопедия решений. Срок полезного использования основных средств госучреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
20 января 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним