Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

15.02.2016
ВОПРОС:
Казенным учреждением в мае 2013 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ был заключен государственный контракт на поставку офисной бумаги, по условиям которого предусмотрен аванс в размере 30%. Данный аванс был перечислен в установленные сроки, после чего поставщик уклонился от поставки товара. Поставщику было направлено почтой уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке, которое вернулось обратно с отметкой о несуществующем адресате. Также были неоднократно направлены жалобы в прокуратуру, по результатам рассмотрения которых было отказано в возбуждении уголовного дела. В январе 2015 года на сайте госзакупок данный контракт был закрыт контрактной службой на основании последнего письма прокуратуры. Дебиторская задолженность числится в учреждении на счете 206.34.
Как казенному учреждению правильно списать данную дебиторскую задолженность? Как отразить данное списание в бюджетном учете?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В момент расторжения контракта с контрагентом задолженность, учтенная на счете 1 206 34 660, должна была быть перенесена на счет 1 209 30 560 "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по компенсации затрат государства, государственных (муниципальных) учреждений". Если в учреждении ранее данный перенос не был осуществлен, полагаем, что его следует осуществить текущей датой.
В дальнейшем списание с балансового учета задолженности, признанной в установленном порядке нереальной к взысканию, может быть осуществлено в порядке, предусмотренном для списания учитываемой на счете 1 209 30 000 задолженности.

Обоснование вывода:
В случае признания дебиторов неплатежеспособными (с момента признания задолженности в порядке, установленном законодательством, безнадежной, нереальной к взысканию) дебиторская задолженность одновременно:
- списывается с балансового учета;
- отражается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".
Такое требование содержится в п. 339 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Оно согласуется с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ): на балансе организации госсектора подлежат отражению не все требования к юридическим и физическим лицам, а лишь те из них, которые относятся к активам.
Приказом Минфина России от 06.08.2015 N 124н из п. 339 Инструкции N 157н исключено упоминание о сроках забалансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов. При этом четко обозначены два критерия для списания такой задолженности:
- требования к должнику не могут быть реализованы ввиду невозможности возобновления процедуры взыскания задолженности (по заключению юридического подразделения организации госсектора);
- погашение задолженности или ее исполнение (прекращение).
Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают единый порядок списания задолженности как с балансового, так и с забалансового счета 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов". Из ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ и п. 6 Инструкции N 157н следует, что к компетенции учреждения относится определение в рамках своей учетной политики порядка списания такой задолженности ввиду невозможности ее востребования. Порядок списания с балансовых счетов бухгалтерского учета нереальной ко взысканию задолженности на забалансовый счет, а также порядок списания со счета 04 должен утверждаться в качестве элемента учетной политики учреждений (письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776).
При разработке порядка списания невозможной к востребованию дебиторской задолженности необходимо учитывать положения:
- нормативных правовых актов по списанию дебиторской задолженности, действующих в рамках всего публично-правового образования;
- ведомственных нормативных актов, рекомендаций органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей (главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов) (п. 339 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 18.12.2012 N 02-04-10/5225).
Так, например, при списании с баланса нереальной к взысканию дебиторской задолженности могут оформляться:
1) инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0504089) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (например отказ в возбуждении уголовного дела, уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке, которое вернулось обратно с отметкой о несуществующем адресате);
2) решение профильной комиссии;
3) письменное обоснование решения о списании задолженности;
4) приказ (распоряжение) руководителя госучреждения о списании дебиторской задолженности;
5) Бухгалтерская справка (форма 0504833).
В аналогичном порядке может оформляться и списание задолженности с забалансового счета 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".
При этом принятие решений по разграничению задолженности, отражаемой на счетах балансового и забалансового учета, по нашему мнению, может основываться на следующих позициях.
1. Критерии списания с балансового учета - задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию).
Списать с балансового учета задолженность возможно, когда все законные меры и действия, которые могли привести к возврату задолженности, были осуществлены. То есть учреждение предлагало контрагенту погасить задолженность в добровольном порядке, обращалось в уполномоченные органы (в суд, к судебным приставам и т.д.), но эти действия не привели к погашению задолженности.
2. Критерии списания с забалансового учета - ни при каких обстоятельствах не удастся возобновить процедуру взыскания задолженности.
Главной целью забалансового учета списанной дебиторской задолженности является наблюдение за возможностью ее взыскания, в частности, в случае изменения имущественного положения должников. Таким образом, критерием для списания дебиторской задолженности с забалансового счета 04 является отсутствие каких-либо юридических оснований для наблюдения задолженности в связи с невозможностью возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности (п. 339 Инструкции N 157н).
При определении возможности отнесения конкретной задолженности к безнадежной должностные лица учреждения должны прежде всего руководствоваться положениями гражданского законодательства.
Вопросы отнесения конкретной задолженности к безнадежной не относятся к компетенции бухгалтерской службы государственного (муниципального) учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими специалистами (юристами). В то же время обеспечение своевременного списания такой задолженности является одной из функций бухгалтерии (финансово-экономической службы), так как неосуществление данной функции может привести к существенному искажению показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности и, как следствие, может повлиять на определенные решения учредителей госучреждений.
Поэтому в случаях выявления задолженности, которая может быть отнесена к безнадежной, ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде поставить соответствующие вопросы перед руководителем учреждения и (или) профильным структурным подразделением учреждения. И только после получения квалифицированного заключения должны осуществляться мероприятия по списанию задолженности в установленном в учреждении порядке.
Если же описанный выше способ организации работ по отнесению задолженности к безнадежной не соблюдается и сотрудники бухгалтерии (финансово-экономической службы) самостоятельно определяют характер задолженности, то они тем самым, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.

Бюджетный учет

В соответствии с положениями п. 202 Инструкции N 157н на счете 206 00 "Расчеты по выданным авансам" учитываются расчеты учреждения по предоставленным в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам).
При этом Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), прямо предусмотрена проводка для списания с балансового учета нереальной к взысканию суммы задолженности по предоставленным авансам, а именно по дебету счета 0 401 20 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" и кредиту счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" с приложением первичных документов (абзац 7 п. 80 Инструкции N 162н), а также с одновременным отражением списанной суммы на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" (п. 339 Инструкции N 157н).
Вместе с тем приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н (далее - Приказ N 89н) были внесены изменения в п. 220 Инструкции N 157н, согласно которым начиная с 16.11.2014 на счете 209 00 подлежат отражению в том числе суммы предварительных оплат, не возвращенных контрагентом, в случае расторжения договоров (иных соглашений), в том числе по решению суда.
Методические рекомендации (далее - Рекомендации) по переходу на новые положения Инструкции N 157н, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2014 N 89н, доведены письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918.
В связи с переходом на новые положения Инструкции N 157н до составления отчетности за 2014 год необходимо было перенести задолженность, учтенную на счете 0 206 00 000, в сумме задолженности перед учреждением по предварительным оплатам в рамках договоров, государственных (муниципальных) контрактов, не возвращенных контрагентом в случае их расторжения, в том числе по решению суда, при ведении претензионной работы. В учёте при этом должна была быть оформлена бухгалтерская запись по дебету счета 0 209 30 560 "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по компенсации затрат государства, государственных (муниципальных) учреждений" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" (п. 4.2 Рекомендаций). При этом перенос задолженности, отраженной на забалансовых счетах, не предусматривается.
В настоящее время данная корреспонденция внесена в Инструкцию N 162н приказом Минфина России от 30.11.2015 N 184н (п. 2.36 Приложения N 3 приказа N 184н).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в момент расторжения контракта*(1) с контрагентом задолженность, учтенная на счете 1 206 34 660, должна была быть перенесена на счет 1 209 30 560 "Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по компенсации затрат государства, государственных (муниципальных) учреждений". Если в учреждении ранее данный перенос не был осуществлен, полагаем, что его следует осуществить текущей датой. В дальнейшем списание с балансового учета задолженности, признанной в установленном порядке нереальной к взысканию, может быть осуществлено в порядке, предусмотренном п. 86 Инструкции N 162н, в учете при этом может быть оформлена следующая корреспонденция счетов:
Дебет КРБ 1 401 10 173 Кредит КРБ 1 209 30 660
- списана нереальная к взысканию дебиторская задолженность, одновременно следует отразить списанную сумму на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Списание задолженности, числящейся на счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов";
- Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов";
- Энциклопедия решений. Списание госучреждением задолженности неплатежеспособных дебиторов (нереальной ко взысканию дебиторской задолженности);
- Энциклопедия решений. Отражение списания задолженности неплатежеспособных дебиторов в учете госучреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

25 января 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Из ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть оформлено письменно.
Такое решение в силу этой же нормы не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты его принятия размещается в единой информационной системе (далее - ЕИС) и направляется контрагенту:
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу контрагента, указанному в контракте;
- телеграммой;
- посредством факсимильной связи;
- по адресу электронной почты;
- с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении контрагенту.
Выполнение заказчиком указанных выше требований считается надлежащим уведомлением контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом в соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления признается:
- дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту указанного уведомления, либо
- дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте, либо
- дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС (при невозможности получения указанных подтверждения либо информации).
Аналогичные положения в отношении расторжения контрактов действовали и в период действия утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ч. 4 ст. 19.2 данного закона).

Все консультации данной рубрики