Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

16.02.2016
ВОПРОС:
25 декабря 2015 года администрацией района (казенное учреждение) было перечислено поставщику 12 000 руб. Оплата была произведена с лицевого счета администрации района как получателя бюджетных средств. Задолженность перед поставщиком была закрыта.
В связи с неправильно указанными реквизитами в платежном поручении деньги вернулись 11 января 2016 года. Деньги поступили на единый счет бюджета 40204 как невыясненные поступления, минуя лицевой счет получателя бюджетных средств (03).
Какие проводки необходимо сделать в данном случае для восстановления задолженности перед поставщиком и для повторной оплаты долга?
ОТВЕТ:

 По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, рассматриваемая ситуация может быть отнесена к событиям после отчетной даты, подлежащим отражению в бухгалтерском учете проводками 31 декабря.
Этой датой в учете следует одновременно:
- восстановить кредиторскую задолженность перед контрагентом;
- отразить перечисленную по неверным реквизитам сумму в качестве дебиторской задолженности.

Обоснование позиции:
По общему правилу моментом исполнения обязательства по уплате денежных средств (если стороны договора не определили в самом договоре иной момент исполнения обязательства) считается момент поступления денежных средств на расчетный счет кредитора.
Если платеж был произведен учреждением по неверным реквизитам, в результате чего перечисленные средства не были зачислены на расчетный счет контрагента, полагаем, что основания для отражения в учете факта хозяйственной жизни "надлежащее исполнение обязательств перед контрагентом по погашению кредиторской задолженности" отсутствуют.
В соответствии с действующим бюджетным законодательством получатель бюджетных средств имеет право направить на погашение задолженности по обязательствам прошлых лет часть объемов текущего финансирования в пределах утвержденных на соответствующий год лимитов бюджетных обязательств (письма Минфина России от 20.12.2000 N 03-01-12/18-494, от 17.07.2001 N 3-01-12/12-252, постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2010 N Ф07-11678/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.2004 N А74-2151/03-К2-Ф02-1275/04-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2005 N А29-4790/2004а, Шестнадцатого ААС от 23.11.2009 N 16АП-2489/09).
Как правило, механизм погашения получателями бюджетных средств кредиторской задолженности прошлых лет устанавливается на уровне конкретного публично-правового образования.
Для того чтобы в текущем году произвести оплату задолженности прошлых лет, учреждению необходимо отразить наличие такой задолженности в бюджетном учете на отчетную дату. В сложившихся обстоятельствах учреждению необходимо восстановить в учете данную задолженность как непогашенную.
При этом одновременно перечисленную на отчетную дату сумму в учете следует отразить в качестве дебиторской задолженности. Для учета расчетов с дебиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов, применяется счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" (п. 235 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н)).
Напомним, что с учетом положений п. 1 ст. 242, п. 4 ст. 242, п. 3 ст. 242, п. 5 ст. 161, п. 3 ст. 219, ст. 38 БК РФ любые суммы, поступающие казенному учреждению в рамках расчетов, вытекающих из расходных операций прошлых лет, независимо от причины возврата, не могут быть использованы при исполнении бюджетной сметы текущего финансового года и подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета. При этом администраторы таких бюджетных доходов учитывают их по коду 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ в качестве компенсации затрат государства.
Так как платеж, произведенный по неверным реквизитам, вернулся на счет после завершения финансового года, данную сумму следует отразить в учете в порядке, предусмотренном для возврата сумм дебиторской задолженности прошлых лет.
Возвращаясь к вопросу отражения на отчетную дату кредиторской задолженности перед контрагентом для возможности ее оплаты в текущем финансовом году, отметим, что рассматриваемая ситуация может быть отнесена к событиям после отчетной даты.
Такими событиями являются факты хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности госучреждения и которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год*(1).
Различают два типа событий:
1. События, подтверждающие условия, существовавшие на отчетную дату (корректирующие события после отчетной даты);
2. События, свидетельствующие об условиях, возникших после отчетной даты (некорректирующие события после отчетной даты).
К так называемым корректирующим событиям после отчетной даты может быть отнесен, в частности, факт уточнения платежей на лицевом счете, открытом в органе казначейства, в первые числа января (смотрите, например, письмо Федерального казначейства от 14.01.2015 N 42-7.4-05/2.2-13).
Порядок отражения событий после отчетной даты Инструкцией N 157н не установлен. Очевидно, что в дальнейшем будет разработан и утвержден соответствующий федеральный стандарт. До принятия федерального стандарта порядок отражения таких событий в бухгалтерском учете и отчетности утверждается актом учреждения, устанавливающим учетную политику (п. 6 "Инструкции N 157н).
В бухгалтерском учете эти факты хозяйственной жизни в случае их существенности отражаются проводками 31 декабря на основании Бухгалтерской справки (форма 0504833) с приложением первичных или иных документов. Оформление Бухгалтерской справки (форма 0504833) обусловлено тем, что документы, подтверждающие факт хозяйственной жизни, будут относиться к следующему отчетному периоду.
С учетом изложенного согласно требованиям Инструкции N 157н, а также Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н (далее - Инструкция N 162н), рассматриваемая ситуация в бюджетном учете получателя бюджетных средств может быть отражена следующими корреспонденциями счетов:
1. 31 декабря одновременно отражаются следующие корреспонденции:
Дебет КРБ 1 302 ХХ 830 Кредит КРБ 1 304 05 ХХХ
- методом "Красное сторно" восстановлена кредиторская задолженность перед контрагентом;
Дебет КДБ 1 210 05 560 Кредит КРБ 1 304 05 ХХХ
- отражен факт перечисления средств по неверным реквизитам;
Дебет КДБ 1 209 30 560 Кредит КДБ 1 210 05 660
- приняты финансовые требования по компенсации затрат государства.
2. В январе после поступления средств на счет 40204 и их уточнения:
Дебет КДБ 1 210 02 130 Кредит КДБ 1 209 30 660
- денежные средства поступили в бюджет (на основании данных выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета).
В заключение отметим, что в связи с тем, что указанные корреспонденции счетов положениями Инструкции N 162н прямо не предусмотрены, возможность их применения следует отразить в учетной политике и согласовать с уполномоченным органом.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Погашение казенным учреждением кредиторской задолженности по обязательствам прошлых лет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

26 января 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В этой связи рекомендуем ознакомиться с материалом "Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности госучреждения".

Все консультации данной рубрики