Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
17.02.2016
- Администрация поселения является учредителем муниципального унитарного предприятия (далее - МУП), которое обеспечивает сельское поселение водой в соответствии с тарифами, установленными региональной энергетической комиссией. Однако в последнее время МУП испытывает серьезные финансовые трудности. В этой связи администрация, как представитель учредителя, собственника имущества, намерена преобразовать МУП в муниципальное казенное учреждение.
Будет ли законным такое решение?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципальное унитарное предприятие, обеспечивающее водоснабжение поселения, может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.
Правовое положение унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с указанным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации (п.п. 7 и 8 ст. 113 ГК РФ). Таким образом, вопросы реорганизации унитарных предприятий регулируются специальными нормами.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Решением о преобразовании унитарного предприятия в государственное или муниципальное учреждение должны быть определены основные цели деятельности создаваемой организации, наименование органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию унитарного предприятия. Указанные решения принимаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов, в отношении федерального государственного унитарного предприятия, государственного унитарного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального унитарного предприятия (п. 2 ст. 34 Закона N 161-ФЗ).
Следовательно, унитарное предприятие может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.11.2015 N Ф05-15141/15 по делу N А40-37676/2015, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 N 01АП-2956/14, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 N 13АП-10947/15, постановление ФАС Уральского округа от 14.08.2012 N Ф09-5526/12, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2013 N 16АП-3033/1, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2015 N 09АП-25487/15).
Правовое положение казенного учреждения определяется в соответствии со ст. 298 ГК РФ, ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Пунктом 4 ст. 298 ГК РФ определено, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Согласно п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признается, в частности, приносящее прибыль оказание услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации (п. 2 той же статьи). Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.
Следовательно, законодательство РФ позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при одновременном наличии следующих условий:
- возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставе учреждения;
- осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах (письмо УФНС России по г. Москве от 20.06.2012 N 16-13/053949@).
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не установлен запрет на осуществление горячего или холодного водоснабжения казенным учреждением. Возможность оказания данных коммунальных услуг учреждениями, в том числе казенными, подтверждается судебной практикой (смотрите, например, определение ВАС РФ от 27.04.2009 N 4408/09, постановление ФАС Уральского округа от 08.12.2005 N Ф09-4519/04-С5, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 31.08.2015 N Ф09-5101/15 по делу N А60-40927/2014, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 N 16АП-1981/14).
Не установлено подобных ограничений и Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Закона водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Более того, некоторые казенные учреждения включены в Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (смотрите информацию по ссылке: http://www.fstrf.ru/about/activity/reestr/8), что, в свою очередь, также подтверждает возможность оказания услуг по водоснабжению казенными учреждениями.
Таким образом, на наш взгляд, муниципальное унитарное предприятие, оказывающее услуги по водоснабжению населения, может быть преобразовано в муниципальное казенное учреждение.
2. Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. При этом п. 5 ст. 58 ГК РФ установлено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ, устанавливающие гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, не применяются.
Таким образом, буквально из приведенной нормы следует, что при реорганизации путем преобразования осуществлять перечисленные ст. 60 ГК РФ мероприятия (письменно уведомить о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган; дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации) не требуется. Вместе с тем требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации указанных выше сведений в нормах специальных федеральных законов сохранилось (ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), п. 7 ст. 29 Закона N 161-ФЗ, п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Следовательно, в течение трех дней со дня принятия органом местного самоуправления решения о преобразовании МУП в казенное учреждение в регистрирующий орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее - Приказ N ММВ-7-6/25@), за подписью руководителя МУП. Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, перечисленных в п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. Уведомлять о принятом решении территориальные органы Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ с 1 января 2015 года не требуется.
После осуществления всех мероприятий, необходимых для государственной регистрации, в регистрирующий орган должны быть представлены следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N Р12001; требования к оформлению заявления приведены в разделе III приложения N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@;
- учредительные документы создаваемого путем преобразования казенного учреждения в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением);
- передаточный акт*(1);
- документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4 000 рублей - пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
- подпунктом "ж" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ предусмотрено также представление в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган ПФР сведений, предусмотренных в пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Однако такой документ может не представляться заявителем, в этом случае он будет представлен регистрирующему органу в порядке межведомственного запроса.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
25 января 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) С 01.09.2014 (после вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) остается недостаточно урегулированным вопрос о необходимости составлять передаточный акт при реорганизации юридического лица в форме присоединения, слияния и преобразования. В соответствии с этим федеральным законом из ст. 58 ГК РФ исключено упоминание о передаточном акте как основании перехода прав и обязанностей реорганизуемого в данных формах юридического лица к его правопреемнику. Однако ст. 59 ГК РФ указывает на необходимость составления этого документа независимо от формы реорганизации. Указание на необходимость подготовки, утверждения и представления в регистрирующий орган передаточного акта осталось и в других федеральных законах (п.п. 2, 5 ст. 52, п. 4 ст. 53, п.п. 2, 4 ст. 56 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пп. "д" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ и др.). Поэтому нам представляется, что до появления официальных разъяснений или новой правоприменительной практики в приведенной ситуации следует все же составить и представить в регистрирующий орган передаточный акт.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним