Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

18.02.2016
ВОПРОС:
Индивидуальный предприниматель и общество с ограниченной ответственностью являлись арендаторами по договору аренды нежилых помещений. Арендная плата вносилась ими авансом. Впоследствии договоры аренды были расторгнуты до истечения того периода, за который была внесена арендная плата.
Обязан ли арендодатель возвратить соответствующему гражданину излишне уплаченные суммы арендной платы, если физическое лицо, выступавшее в качестве индивидуального предпринимателя при заключении договора аренды, утратило данный статус, а общество с ограниченной ответственностью было ликвидировано (деятельность полностью прекращена, расчетные счета закрыты)?
ОТВЕТ:

 В силу ст.ст. 606, 611, 614 ГК РФ обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества во временное владение и пользование или во временное пользование, а обязанность арендатора - во внесении платы за пользование этим имуществом. Следовательно, по договору аренды имеет место встречное исполнение обязательств (ст. 328 ГК РФ).
Поэтому обязанность арендатора вносить арендную плату действует только с момента фактического получения им имущества, являющегося предметом договора, во временное владение и пользование (п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66) и до момента возврата этого имущества арендатору.
На тот факт, что обязательство арендатора по внесению арендной платы прекращается с момента фактического возврата имущества арендодателю косвенно указывают и положения п. 2 ст. 622 ГК РФ, согласно которым несвоевременно вернувший имущество арендатор обязан уплатить арендную плату за все время просрочки.
В рассматриваемом случае договоры аренды предусматривали внесение арендной платы за определенный период авансом, что не противоречит п. 1 ст. 614 ГК РФ, согласно которому порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Однако указанные договоры были расторгнуты, имущество возвращено арендодателю до истечения срока, за который была внесена плата.
Иными словами, фактически имущество было предоставлено арендодателем арендатору на меньший срок, чем тот, который был оплачен арендатором полностью. В соответствии же с п. 4 ст. 453 ГК РФ в случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ. Поскольку случай, указанный в вопросе, не относится к указанным исключениям, то по правилам п. 4 ст. 453 и ст. 1102 ГК РФ арендодатель обязан возвратить арендатору излишне уплаченную последним арендную плату.
Однако в рассматриваемом случае один из арендаторов, являвшийся обществом с ограниченной ответственностью (далее также - ООО), прекратил свое существование, а второй, являющийся физическим лицом - утратил статус индивидуального предпринимателя, в котором он заключал договоры аренды.
Следует отметить, что последнее обстоятельство не является основанием для прекращения обязательства арендодателя по возврату соответствующему гражданину излишне уплаченной им арендной платы.
Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, а утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не названа в законодательстве в качестве основания для прекращения обязательств, возникших по отношению к гражданину в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности.
Гражданин, даже действуя в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, всегда приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество (п. 1 ст. 19 ГК РФ). Следовательно, государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не приводит к созданию нового участника гражданских правоотношений, она лишь определяет правовой статус физического лица - "индивидуальный предприниматель". Стороной обязательств, возникающих при осуществлении гражданином предпринимательской деятельности, и обязательств, возникающих из отношений, не связанных с предпринимательской деятельностью, является одно и то же физическое лицо. Поэтому по общему правилу и утрата гражданином статуса индивидуального предпринимателя не приводит к прекращению участника гражданских правоотношений и, соответственно, к прекращению как обязательств самого гражданина, связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, так и обязательств третьих лиц по отношению к этому гражданину, возникших в связи с осуществлением такой деятельности.
В свою очередь, при ликвидации как организации-должника, так и организации-кредитора по общему правилу обязательство прекращается (ст. 418 ГК РФ). Таким образом, если ООО, указанное в вопросе, прекратило свое существование и до своей ликвидации не переуступило кому-либо свое право требования к арендодателю о возврате суммы излишне уплаченной ООО арендной платы, то обязательство, из которого вытекало указанное требование, считается прекращенным и выплата неосновательно полученного обогащения не может быть осуществлена участникам ликвидированного ООО.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

25 января 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики