Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

18.02.2016
ВОПРОС:
В течение 2015 года бюджетные учреждения осуществляли свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Учреждения опубликовали положения о закупках единожды - в 2014 году, в 2015 году ни положение о закупках, ни план закупок на 2016 год на официальном сайте не размещались.
В 2016 году некоторые учреждения не планируют заключать контракты в рамках Закона N 223-ФЗ, при этом будет применяться только Закон N 44-ФЗ.
Должны ли учреждения осуществить какие-либо действия для отказа от работы в рамках Закона N 223-ФЗ?
ОТВЕТ:

 По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Для осуществления закупок в 2016 году исключительно в соответствии с Законом N 44-ФЗ бюджетному учреждению не требуется совершать какие-либо действия по отказу от осуществления закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, поскольку о таком отказе свидетельствует сам факт неразмещения в 2015 году на официальном сайте положения о закупке.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при наличии правового акта (то есть положения о закупке), принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе (а до ее ввода в эксплуатацию - на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - официальный сайт) - ч. 2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ), бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году в случаях и за счет средств, поименованных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, закупки с соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и положения о закупке. При этом согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в п.п. 1-3 ч. 2 данной статьи закупок в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.
Формулировка ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ может пониматься таким образом, что для осуществления бюджетным учреждением закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ в 2016 и последующих годах ему достаточно разместить положение о закупке в установленном порядке до начала 2015 года.
Такой подход предполагает, что условие о размещении положения о закупке до начала "соответствующего" года формально будет считаться соблюденным применительно к каждому последующему году, что позволяет осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ на основании такого положения о закупке, например, в 2017 году (поскольку очевидно, что положение о закупке, размещенное в 2014 году, размещено до начала 2017 года). Аналогичной позиции придерживаются специалисты Минэкономразвития России в письмах от 03.03.2015 N 4635-ЕЕ/Д28и, от 26.11.2014 N Д28и-2490, от 25.02.2015 N Д28и-347. Однако, применяя изложенный в упомянутом письме подход, нужно учитывать, что Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению положений нормативных правовых актов Российской Федерации, на что специально указано и в последних двух упомянутых письмах.
В нашем же понимании приведенные выше нормы предполагают, что бюджетное учреждение наделено правом ежегодно определять, будет ли оно в следующем году осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ. Порядок реализации этого права по существу состоит в размещении либо неразмещении бюджетным учреждением положения о закупке на официальном сайте. Кроме того, на наш взгляд, необходимо также принимать во внимание, что законодательство не предусматривает механизма, который бы позволял аннулировать размещенное бюджетным учреждением на официальном сайте положение о закупке, исключив таким образом возможность его применения в очередном календарном году. В связи с этим мы полагаем, что осуществление бюджетным учреждением в соответствующем календарном году закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ возможно только на основании положения о закупках на этот год, которое должно быть размещено в установленном порядке в предшествующем календарном году. То есть для осуществления закупок в соответствии с этим законом за счет средств, указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, бюджетному учреждению необходимо утверждать и размещать на официальном сайте положение о закупке ежегодно*(1).
Так как в рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение не утвердило и не разместило в 2015 году на официальном сайте положение о закупке, полагаем, оно вправе в 2016 году осуществлять все закупки, руководствуясь положениями Закона N 44-ФЗ, не осуществляя каких-либо действий по аннулированию положении о закупках. Особо отметим, что, по мнению специалистов Минэкономразвития России, бюджетное учреждение вправе не применять положения Закона N 223-ФЗ, а осуществлять все закупки в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, при этом отмены положения о закупке не требуется (письмо Министерства экономического развития РФ от 22.05.2015 N Д28и-1315).
Однако официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу на настоящий момент нет. В отсутствие однозначного правового регулирования мы можем высказать лишь собственные соображения по заданному Вами вопросу. За дополнительными же разъяснениями по этой проблеме рекомендуем Вам обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

К сведению:
В рассматриваемой ситуации для осуществления закупок в 2016 году исключительно в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение обязано не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете разместить на официальном сайте план-график на 2016 год по форме, действующей в 2015 году, включив в него информацию обо всех планируемых в 2016 году закупках).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

27 января 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Косвенно в пользу данного подхода свидетельствует и наличие в переходных положениях Закона N 44-ФЗ специальной нормы, посвященной осуществлению бюджетным учреждением закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ в течение 2014 года. Согласно ч. 25 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 01.04.2014 бюджетные учреждения были вправе принять положение о закупках в отношении закупок, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ и осуществляемых в 2014 году. В этом случае положение о закупке подлежало размещению бюджетным учреждением в установленном порядке до 01.04.2014. Таким образом, размещенное бюджетным учреждением до 01.04.2014 положение о закупках позволяло ему осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ лишь в 2014 году. Следовательно, для осуществления таких закупок в 2015 году бюджетному учреждению необходимо было утвердить и разместить на официальном сайте до начала 2015 года новое положение о закупке.

Все консультации данной рубрики