Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

19.02.2016
ВОПРОС:
В закрытом акционерном обществе для принятия решения об избрании ревизионной комиссии не хватает кворума, в связи с чем ревизионная комиссия не может быть избрана.
В ЗАО планировали воспользоваться пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ и принять решение об отсутствии в обществе ревизионной комиссии, для чего предусматривалось принять новую редакцию устава, приведенную в соответствие с главой 4 ГК РФ.
Согласно п. 4 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" решение об утверждении устава в новой редакции принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов, а в соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ решение об отсутствии в обществе ревизионной комиссии принимается единогласно.
Как практически совместить соблюдение этих двух норм - вынести вопрос о ревизионной комиссии в отдельный пункт повестки дня? Что делать, если вопрос о принятии устава в новой редакции пройдет большинством в три четверти голосов (при этом в уставе не будет положений о ревизионной комиссии, а единогласия по данному вопросу не будет достигнуто)?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
На наш взгляд, вопрос о включении в устав АО положений об отсутствии в обществе ревизионной комиссии должен быть вынесен в отдельный пункт повестки дня общего собрания акционеров. В случае отсутствия единогласного решения по этому вопросу включение в устав АО соответствующих положений будет незаконным (независимо от того, была ли утверждена новая редакция устава тремя четвертями голосов акционеров при голосовании другого пункта повестки общего собрания).

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу этого федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Какого-либо особого порядка внесения изменений в устав общества в целях приведения его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ законодательство не устанавливает. Для этого, как и во всех прочих случаях, требуется решение общего собрания акционеров. Количество голосов, необходимых для принятия решения, будет зависеть от того, какие именно изменения вносятся в устав общества. Так, согласно пп. 1 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции относится к компетенции общего собрания акционеров. Решение по данному вопросу принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 4 ст. 49 Закона N 208-ФЗ).
Однако при этом отдельные положения (в частности положение об отсутствии в обществе ревизионной комиссии) могут быть включены в устав только в случае принятия акционерами единогласного решения по соответствующему вопросу (пп. 4 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ). Обратите внимание, что сама формулировка указанной нормы подразумевает необходимость отдельного рассмотрения вопроса о ревизионной комиссии. И только после такого рассмотрения (в случае принятия положительного решения) может ставиться вопрос об утверждении новой редакции устава АО. Если единогласное решение принято не было, соответствующие положения не могут быть внесены в устав общества.
Если же, тем не менее, в отсутствие единогласного решения по поводу ревизионной комиссии на общем собрании акционеров большинством в три четверти голосов будет принята новая редакция устава (с указанием на то, что в обществе ревизионная комиссия не создается), это будет являться нарушением закона, а соответствующее решение общего собрания акционеров должно рассматриваться как не имеющее силы независимо от обжалования его в судебном порядке (п. 10 ст. 49 Закона N 208-ФЗ). В дальнейшем это может явиться основанием для признания недействительными решения общего собрания акционеров и решения уполномоченного органа о государственной регистрации внесения изменений в устав общества в судебном порядке (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 23.10.2012 N 6530/12, Арбитражного суда Московского округа от 07.04.2015 N Ф05-2872/15, Девятого ААС от 01.12.2014 N 09АП-47730/14).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

5 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики