Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

24.02.2016
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение с 2015 года ведет учет резервов по отпускам. За 2015 год на счет 2 401 20 211 начислен резерв в размере 80 000 000 руб. (Дебет 2 401 20 211 Кредит 2 401 61 211). Начисление оплаты за счет резерва составило 60 000 000 руб. (Дебет 2 401 61 211 Кредит 2 302 11 730).
Какую сумму правильно указать в отчете по форме 0503721 в разделе расходов? Закрывается ли счет 2 401 61 211 в конце года?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закрытие счета 401 60 "Резервы предстоящих расходов" возможно только в том случае, если по итогам инвентаризации, а также в соответствии с установленной методологией учета резервов в учреждении возможно констатировать, что оплата отпусков за счет созданных резервов осуществлена в полном объеме.
В противном случае сумма резерва должна быть подтверждена в установленном порядке и соответствовать обязательствам учреждения перед сотрудниками по оплате отпусков.
В строке 161 Отчета (форма 0503721) подлежит отражению сумма по данным счета 0 401 20 211 "Расходы по заработной плате", соответственно, в числе прочих данных в данной строке будет отражена сумма начисленного резерва в сумме 80 млн. рублей.

Обоснование вывода:
Согласно п. 302.1 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 401 60 "Резервы предстоящих расходов" отражаются предстоящие обязательства учреждения, возникающие вследствие прошлых событий или фактов хозяйственной жизни, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. В частности, на этом счете отражаются суммы, зарезервированные для предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование.
Виды резервов, методы оценки обязательств, периодичность начисления и дата их признания в учете устанавливаются в учетной политике госучреждения (письмо Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998). Кроме того, в связи с тем, что суммы резервов (отложенных обязательств) являются оценочными величинами, в целях формирования достоверной отчетности в учетной политике следует предусмотреть порядок инвентаризации (корректировки) "длящихся" резервов (прежде всего резерва на оплату отпусков), а также порядок их списания.
В отношении сформированных резервов в п. 302.1 Инструкции N 157 предусмотрены следующие ограничения:
- резерв должен использоваться на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан;
- признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.
Иных специальных норм или указаний, в том числе по источникам финансового обеспечения, по формированию и использованию резервов предстоящих расходов, Инструкция N 157н не содержит.
Как уже было отмечено, формирование резервов осуществляется на основе оценочных значений. Поэтому при инвентаризации перед составлением отчетности суммы резервов могут быть списаны или скорректированы (уточнены) в порядке, установленном учетной политикой субъекта учета. В письме Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998 указано, что уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее сформированного резерва) или бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно" (уменьшение ранее сформированного резерва). Мы считаем, что и в случае принятия решения о списании какого-либо резерва этот факт хозяйственной жизни также оформляется способом "Красное сторно".
С учетом изложенного закрытие счета 401 60 "Резервы предстоящих расходов" возможно только в том случае, если по итогам инвентаризации, а также в соответствии с установленной методологией учета резервов в учреждении возможно констатировать, что оплата отпусков за счет созданных резервов осуществлена в полном объеме.
В противном случае сумма резерва должна быть подтверждена в установленном порядке и соответствовать обязательствам учреждения перед сотрудниками по оплате отпусков.
В бухгалтерском учете и отчетности информация о резервах предстоящих расходов отражается в разделе "Финансовый результат", то есть суммы начисленных резервов входят в числе прочих показателей в сформированный финансовый результат.
В Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н), определено, что по строке 161 Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721) (далее - Отчет (форма 0503721)) отражается сумма по данным счета 0 401 20 211 "Расходы по заработной плате", таким образом, в числе прочих данных в данной строке отражается начисление резерва (в рассматриваемом случае 80 млн. рублей). При этом по строке 303 Отчета (форма 0503721) отражается сумма по данным счета 0 401 60 200 "Резервы предстоящих расходов", которая учитывается при определении чистого операционного результата (строка 300 Отчета (форма 0503721)) (в рассматриваемом случае 20 млн. рублей, если данная сумма будет подтверждена инвентаризацией и соответствовать обязательствам учреждения перед сотрудниками по оплате отпусков).
Обратите внимание, что информация о показателях, отраженных по строке 303 "Резервы предстоящих расходов" Отчета формы 0503721, подлежит раскрытию в текстовой части Пояснительной записки (форма 0503760) в разрезе кодов КОСГУ (п. 4.6 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 NN 02-07-07/77754, 07-04/05/02-919).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Резервы предстоящих расходов в госучреждении. Счет 401 60;
- Энциклопедия решений. Резерв на оплату отпусков в госучреждении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

4 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики