Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
25.02.2016
- Заключен договор энергоснабжения со сроком действия по 31.12.2015, а в части оплаты - до полного исполнения. К договору есть приложение "График оплаты бюджетного обязательства на 2015 год", в котором указывается помесячная разбивка платежей. Обязательства по контракту исполнены, в том числе обязательство заказчика по оплате поставленной электрической энергии. По факту поставки электроэнергии сумма платежей за год меньше цены договора и, соответственно, меньше той цены, которая указана в "Графике оплаты бюджетного обязательства на 2015 год".
Имеет ли место в данной ситуации нарушение законодательства о контрактной системе со стороны заказчика в связи с тем, что сумма платежей по договору оказалась меньше, чем его цена? Требуется ли устранить это несоответствие (например, заключив соглашение к контракту)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Договор, действие которого прекратилось, не может быть изменен или расторгнут.
Несоответствие между стоимостью фактически потребленной заказчиком электрической энергии и ценой договора энергоснабжения как предельным размером платежей по договору не является нарушением, не свидетельствует об изменении условия договора о цене и не требует внесения в контракт изменений.
Обоснование вывода:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот федеральный закон регулирует отношения в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части, касающейся в том числе заключения контрактов и особенностей их исполнения. При этом под контрактом понимается гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги и заключаемый от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. А в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ этот Закон основывается в том числе на положениях ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В силу п. 1 ст. 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство. Это правило имеет отношение к любым обязательствам, в том числе возникшим из договора (п. 2 ст. 307 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Поскольку в приведенной ситуации срок, на который был заключен договор, истек и обязательства сторон по нему исполнены, договор считается прекратившимся. В договор, действие которого прекратилось, не могут быть внесены изменения, и такой договор не может быть расторгнут (смотрите, например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2013 N Ф02-4797/13).
2. Учитывая упомянутую выше ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ, к отношениям по заключенному заказчиком договору энергоснабжения (договору снабжения электроэнергией) применяются правила параграфа 6 "Энергоснабжение" главы 30 ГК РФ (п. 4 ст. 539 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По существу аналогичным образом обязательства по договору энергоснабжения определены в п. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, далее - Основные положения), регулирующих отношения по договору энергоснабжения (п. 4 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"). Согласно этой норме по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электроэнергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электроэнергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Стоимость электроэнергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электрической энергии (мощности). При этом подлежащий оплате объем покупки электроэнергии (мощности) определяется исходя из объема ее потребления (п.п. 78, 83 Основных положений).
Таким образом, электроэнергия как товар обладает определенной спецификой, которая заключается в невозможности для гарантирующего поставщика (иной энергоснабжающей организации) передать абоненту большее количество электроэнергии, чем он фактически потребил, и в невозможности для абонента принять большее количество энергии, чем он способен потребить. Иными словами, объем покупки электроэнергии по договору энергоснабжения, подлежащий оплате абонентом, - это объем ее фактического потребления. Ни из ГК РФ, ни из Основных положений не следует, что абонент по договору энергоснабжения обязан принять (потребить) количество электроэнергии, которое указано в договоре. Существенными условиями договора энергоснабжения являются, в частности, порядок определения объема покупки электроэнергии (мощности) по договору за расчетный период и порядок определения стоимости электроэнергии (мощности), поставленной по договору за тот же период (п.п. 40, 41 Основных положений). Обязательством абонента по договору энергоснабжения, как уже отмечено, является оплата фактически принятого (потребленного) количества электроэнергии по цене, установленной договором.
Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Понятие "цена" в гражданских правоотношениях может использоваться в двух значениях: как общая сумма платежей по договору, соответствующая количеству поставляемого товара, объему работы или услуги, и как цена единицы товара, работы, услуги, исходя из которой определяется сумма, подлежащая уплате за поставленное количество товара, объем выполненной работы или оказанной услуги. Так, в контексте норм Основных положений (смотрите, например, п. 83) ценой электроэнергии является не сумма всех платежей, вносимых абонентом в период действия договора энергоснабжения, а цена единицы электроэнергии, исходя из которой определяется такая сумма.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта (кроме случаев, когда в контракте может быть указано ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке). Однако с учетом характера отношений по снабжению электроэнергией цена в договоре энергоснабжения, заключенном заказчиком, по существу обозначает лишь предельный размер суммы, которая может быть уплачена гарантирующему поставщику или иной энергоснабжающей организации за поставку электроэнергии в рамках исполнения данного контракта. Соответственно, договорный объем потребления электроэнергии является лишь предельно возможным объемом потребления этого ресурса заказчиком в рамках заключенного контракта. Сумма, которая подлежит уплате гарантирующему поставщику, определяется фактическим объемом потребления электроэнергии. То обстоятельство, что на момент истечения предусмотренного договором срока, на который он заключен, такая сумма менее указанной в контракте цены, не свидетельствует об автоматическом изменении условия контракта о его цене (ведь цена за единицу электроэнергии при этом не меняется). Надлежащее выполнение гарантирующим поставщиком обязанности по поставке затребованного заказчиком объема электроэнергии и оплата со стороны заказчика фактически потребленного объема такой энергии на день окончания срока действия контракта свидетельствуют об исполнении сторонами своих обязательств по контракту.
Заметим также, что экономия заказчиком бюджетных средств, образующаяся в результате потребления электроэнергии в объеме, меньшем по сравнению с указанным в договоре, не является нарушением требований Закона N 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения были даны в п. 2 письма Минэкономразвития России от 20.02.2009 N Д05-926, в котором указано, в частности, что в соответствии с бюджетным законодательством РФ от заказчика не требуется в полном объеме освоения бюджетных средств, выделенных ему на финансовый год. Эта точка зрения была высказана применительно к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утратившего силу с 01.01.2014, однако нет оснований не учитывать ее и в настоящее время.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации сторонам не требуется приводить цену договора в соответствие с фактической стоимостью потребленной заказчиком электроэнергии. Несоответствие между этими показателями само по себе не является нарушением законодательства о контрактной системе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
1 февраля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним