Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

01.03.2016
ВОПРОС:
Организация проводила мероприятие по презентации своей продукции. В числе приглашенных были контрагенты из других регионов России. Организация оплатила им обслуживание в VIP-зале аэропорта. VIP-зал аэропорта был использован для размещения контрагентов перед их вылетом.
Можно ли учесть данные расходы в составе представительских расходов и возместить по ним НДС из бюджета?
ОТВЕТ:

 По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Затраты организации на оплату услуг VIP-зала аэропорта по размещению (обеспечению отдыха) контрагентов (их представителей) перед их вылетом после проведения такой организацией мероприятий, направленных на установление делового сотрудничества, не являются представительскими и не могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Соответственно, сумма НДС, предъявленная в связи с приобретением таких услуг, не может быть принята к вычету.
Основания для учета затрат на оплату услуг VIP-зала при исчислении налога на прибыль организаций как представительских расходов и для принятия к вычету НДС по таким услугам (при соблюдении общих критериев, предусмотренных налоговым законодательством) имеются в ситуации, когда VIP-зал был использован для проведения переговоров или иных официальных мероприятий с участием контрагентов.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ) при условии, что такие расходы экономически оправданы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, которые могут учитываться при исчислении налога на прибыль организаций, относятся, в частности, представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.
Пункт 2 ст. 264 НК РФ устанавливает, что к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Абзацем третьим п. 2 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
По смыслу п. 2 ст. 264 НК РФ она устанавливает конкретный перечень затрат на официальный прием и (или) обслуживание указанных в ней лиц, которые квалифицируются как представительские расходы, а именно:
- расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия);
- расходы на транспортное обеспечение доставки участников мероприятий, указанных в п. 2 ст. 264 НК РФ, к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно;
- расходы на буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
Представители контролирующих органов в своих разъяснениях по вопросам применения налогового законодательства подчеркивают, что приведенный в п. 2 ст. 264 НК РФ перечень затрат, относимых к представительским расходам, является закрытым. Расходы, которые не поименованы в этом перечне и не соответствуют критериям учета расходов в целях налогообложения прибыли (например расходы на проживание представителей деловых партнеров, участвующих в переговорах, на оформление зала, в котором проводится представительское мероприятие, на проведение развлекательной программы после официального мероприятия и т.д.), к представительским не относятся и при налогообложении прибыли учтены быть не могут (смотрите, например, письма Минфина России от 01.12.2011 N 03-03-06/1/796, от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176, от 16.04.2007 N 03-03-06/1/235, от 12.03.2003 N 04-02-03/29, УФНС России по г. Москве от 12.04.2007 N 20-12/034115).
В судебной практике отмечается, что в п. 2 ст. 264 НК РФ не приведен конкретный перечень услуг, подпадающих под понятие "официальный прием и обслуживание", поэтому при отнесении тех или иных расходов к представительским необходимо, чтобы они были связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, осуществлены при проведении официальных мероприятий и не относились к расходам на организацию отдыха, развлечений (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2015 N 15АП-2891/15).
С нашей точки зрения, расходы организации на обслуживание в VIP-зале аэропорта, если они понесены в целях размещения (отдыха) контрагентов такой организации или их представителей перед вылетом по окончании переговоров (иных представительских мероприятий), не являются представительскими, поскольку они не могут быть квалифицированы как затраты на проведение официального приема, транспортное обеспечение доставки участников представительского мероприятия к месту его проведения или иные виды расходов, поименованные в п. 2 ст. 264 НК РФ. Вызывает сомнение и соответствие таких расходов критериям учета расходов при налогообложении прибыли, которые указаны в п. 1 ст. 252 НК РФ, так как из обстоятельств, изложенных в вопросе, не усматривается непосредственная взаимосвязь затрат на размещение контрагентов в VIP-зале аэропорта с деятельностью налогоплательщика, направленной на получение дохода.
В то же время расходы налогоплательщика на обслуживание в VIP-зале аэропорта своих контрагентов, как мы полагаем, могут быть признаны представительскими, если этот зал был использован как место проведения переговоров с контрагентами в целях установления (поддержания) взаимного сотрудничества или официального приема для этих лиц. В этом случае они могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ при соблюдении условий, предусмотренных п. 1 ст. 252 того же кодекса, в частности, при наличии документального подтверждения таких расходов (смотрите в связи с этим письма Минфина России от 01.11.2010 N 03-03-06/1/675, от 13.11.2007 N 03-03-06/1/807).
Этот вывод можно косвенно подтвердить судебной практикой, в которой имеются случаи, когда судьи признавали представительскими расходы на оплату услуг VIP-залов и аренду иных помещений в связи с их использованием для проведения переговоров с контрагентами (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 03.09.2013 N Ф05-10154/13). В частности, в одной из спорных ситуаций суд указал, что использование VIP-зала, в котором проведено совещание Совета директоров и переговоры с представителями иностранных партнеров по производственным вопросам, было обусловлено наличием в нем доступа к телефонной и факсимильной связи, интернету. Поэтому отнесение таких расходов к представительским (п. 2 ст. 264 НК РФ) правомерно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2008 N А21-7038/2007).
Согласно п. 7 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость (НДС), уплаченные по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (смотрите также предпоследний абзац Информации УФНС России по Владимирской области от 16.03.2015 "Об изменениях в методологии исчисления НДС").
Соответственно, возможность принять к вычету НДС, предъявленный налогоплательщику в связи с приобретением услуг VIP-зала аэропорта, зависит от того, будут ли расходы на оплату таких услуг признаны в целях налогообложения прибыли в составе представительских расходов (напомним, в пределах, установленных абзацем третьим п. 2 ст. 264 НК РФ). Если VIP-зал был использован для размещения контрагентов (их представителей) перед вылетом после проведения презентационных мероприятий, НДС к вычету принят быть не может, так как затраты на оплату таких услуг не являются представительскими и не отвечают критерию применения налоговых вычетов по этому налогу, предусмотренному пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ (приобретение услуг для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС). Сумма НДС по таким расходам может быть принята к вычету при соблюдении общих условий применения такого вычета (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ) в случае, если VIP-зал был использован для проведения представительских мероприятий.
Подчеркнем, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями по данному вопросу налогоплательщик вправе обратиться в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

К сведению:
В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23.10.2006 N Ф04-7102/2006(27676-А67-40) судьи, относя затраты к другим расходам, предусмотренным пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, указали, что они были обусловлены необходимостью оперативного управления обществом и срочного разрешения возникших вопросов, а обслуживание в VIP-зале обеспечивает доступ к телефонной и иным видам связи, то есть расходы связаны с производственной деятельностью общества и являются экономически обоснованными. Однако ситуация была связана с использованием зала повышенной комфортности работниками общества, а не контрагентами из других регионов, как в Вашем случае (когда использование зала происходит в интересах либо их лично как физических лиц, либо, что трудно доказать, в интересах их работодателей). Тем не менее, если говорить о возможности признать расходы на обслуживание в VIP-зале в составе других расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ), а не в составе представительских (пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ), то вычет НДС может быть применен в полном размере без учета ограничения, установленного абзацем третьим п. 2 ст. 264 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

10 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики