Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

02.03.2016
ВОПРОС:
Федеральное государственное казенное учреждение планирует закупить ГСМ на 300 тыс. руб. у единственного поставщика согласно п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Есть ли ограничения по сумме при закупке одного товара в квартал? Если нет, то можно ли заключить 3 договора по 100 тыс. руб., указав разные даты их заключения? Имеют ли значение дата и то, что товар - одинаковый?
Если учреждение в данной ситуации осуществляет закупки на общую сумму не более 2 млн. руб., то нужно ли осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства?
Правомерно ли осуществление заказчиком в течение года закупок исключительно у единственных поставщиков по различным основаниям?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Федеральное казенное учреждение в течение года вправе заключить неограниченное количество договоров на сумму до 100 000 рублей по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, соблюдая установленное этой нормой ограничение годового объема закупок. Формально это не противоречит Закону N 44-ФЗ, однако при определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как нарушение.
Закон не исключает принципиальную возможность осуществления заказчиком всех закупок по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Заказчики, осуществляющие все закупки в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на основании ст. 30 этого Закона.

Обоснование вывода:
1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом установленные данным пунктом ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании этого пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
В силу п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Исходя из приведенной нормы, а также ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка, осуществляемая у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 этого федерального закона, начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. Таким образом, заключение и исполнение каждого из контрактов, заключаемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, представляет собой отдельную закупку.
Особо отметим, что общее количество контрактов, заключаемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не ограничено. Не ограничена Законом N 44-ФЗ возможность приобретения одноименных товаров (работ, услуг), в том числе у одного и того же контрагента, по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в течение какого-либо календарного периода времени. По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничение суммы закупки (сто тысяч рублей) установлено в отношении именно одной закупки товара, работы или услуги (то есть, по существу, в отношении цены одного договора), а не одного вида товара, работы или услуги, которые заказчик вправе приобретать на основании этой нормы у единственного контрагента в течение календарного года, в том числе на основании нескольких договоров.
Таким образом, формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров на приобретение одних и тех же товаров (в том числе с одним и тем же поставщиком) на общую сумму более 100 тысяч рублей (в том числе в течение, например, одного квартала) не противоречит Закону N 44-ФЗ. О возможности приобретения на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ одноименных услуг говорится и в письме Минэкономразвития России от 24.02.2014 N Д28и-180.
Однако необходимо учитывать, что, поскольку закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ только в качестве исключения из общего правила*(1), вполне возможно, что при определенных обстоятельствах приобретение одновременно либо в пределах непродолжительного периода времени у одного поставщика одних и тех же товаров может квалифицироваться как искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных с целью ухода от проведения конкурентной процедуры. Позиция о недопустимости такого дробления была сформулирована в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11 применительно к п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в настоящее время утратившего силу, однако она, как мы полагаем, может сохранять актуальность и в настоящее время. При таких обстоятельствах нельзя исключить, что соответствующие действия могут быть квалифицированы как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
2. Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики (к которым, как видно из п.п. 3, 5-7 ст. 3 этого Закона, относятся и казенные учреждения) при осуществлении закупок используют перечисленные в ч. 2 этой же статьи конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). За исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ, закупка осуществляется путем проведения открытого конкурса (ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Осуществлять закупку товаров, работ, услуг без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента) заказчик вправе только в случаях, перечисленных в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на осуществление заказчиком всего объема закупок исключительно у единственного поставщика. Поэтому при наличии для этого оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, все закупки могут осуществляться заказчиком без проведения конкурентных процедур.
Здесь же отметим, что, на наш взгляд, закупки, подпадающие под основания, предусмотренные в п.п. 1-3 и п.п. 6-46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, независимо от цены контрактов не могут осуществляться на основании п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
3. В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 той же статьи. Согласно последней из приведенных норм в расчет совокупного годового объема закупок не включаются, в частности, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, если все закупки осуществляются заказчиком у единственного контрагента (в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), совокупный годовой объем закупок такого заказчика, рассчитанный для целей применения ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, равен нулю. В этом случае у заказчика не возникает обязанности осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Аналогичной позиции придерживаются представители Минэкономразвития России (смотрите ответ на вопрос N 2 письма от 09.12.2014 N Д28И-2746 "О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ", письмо от 31.12.2014 N Д28и-2891)*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

11 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности, письмо Минфина России от 24.01.2014 N 02-02-08/2657.
*(2) Такие же разъяснения даны в разделе "Вопросы и ответы" официального сайта: www.zakupki.gov.ru (с текстом разъяснений можно ознакомиться по ссылке: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/qa/search.html?searchPhrase, смотрите также, например, разъяснения на официальном сайте комитета государственных закупок Мурманской области по ссылке: http://goszakaz.gov-murman.ru/contact/FAQ/Otvet.php#top).

Все консультации данной рубрики