Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
03.03.2016
- Организация ввозит на территорию РФ из разных государств товары. А на территории РФ формирует из них наборы, которые продаются только в комплекте по единой цене. При этом характеристики созданного комплекта не отличаются от изначальных характеристик товаров.
В документах покупателям организация обязана указать страну происхождения и номер ГТД, если товар - импортный.
Как заполнить графы 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" счетов-фактур в этом случае? Необходимо ли указывать страну происхождения и номер таможенной декларации в отношении каждого товара, входящего в набор (комплект) (у товаров, входящих в комплект, имеются разные номера ГТД, т.к. они поступили разными партиями)?
Нужно ли ставить прочерки? Является ли созданный комплект новым товаром? Если да, то какую страну считать страной происхождения?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При реализации на территории РФ наборов (комплектов), сформированных из товаров, ввезенных на территорию РФ из разных государств, в счете-фактуре при заполнении граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" можно ставить прочерки.
По нашему мнению, если набор (комплект), скомплектованный на территории РФ из товаров, ввезенных из других государств, реализуется как отдельный товар по определенной (единой) цене, то страной происхождения таких наборов (комплектов) является Российская Федерация. В таком случае, считаем, при реализации таких комплектов (наборов) в счетах-фактурах можно не отражать данные о стране (странах) происхождения входящих в набор (комплект) товаров, а также о номере (номерах) таможенных деклараций.
Обоснование позиции:
В силу п. 3 ст. 168, пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ продавцы, являющиеся налогоплательщиками НДС, не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара, реализация которого облагается НДС, должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.
В соответствии с пп.пп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны страна происхождения товара и номер таможенной декларации.
Сведения, предусмотренные пп.пп. 13, 14 п. 5 ст. 169 НК РФ, указываются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация. При этом налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах (п. 5 ст. 169 НК РФ).
Согласно пп.пп. "к" и "л" п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, в графах 10 и 10а "Страна происхождения (цифровой код, краткое наименование)" счета-фактуры указываются цифровой код и соответствующее ему краткое наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, а в графе 11 "Номер таможенной декларации" счета-фактуры - номер таможенной декларации. При этом данные графы заполняются в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация.
Таким образом, в случае реализации товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация, в счетах-фактурах подлежат отражению данные о стране (странах) происхождения товаров, а также о номере (номерах) таможенных деклараций (письма Минфина России от 11.02.2015 N 03-07-09/5810, от 06.02.2015 N 03-07-08/5026, от 19.07.2012 N 03-07-09/68, письмо ФНС России от 30.08.2013 N АС-4-3/15798).
Согласно п. 1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом в соответствии с п. 4 Правил определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров" товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.
Учитывая изложенное, Минфин России в письме от 26.12.2014 N 03-07-08/67893 приходит к выводу, что при реализации на территории РФ товара, являющегося набором, сформированным из товаров, ввезенных на территорию РФ из разных государств, в счете-фактуре при заполнении граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" можно ставить прочерки (смотрите также письмо Минфина России от 13.11.2009 N 03-07-09/58).
А в письме Минфина России от 05.02.2015 N 03-07-09/4572 специалисты делают заключение, поскольку определить страну происхождения семян и номера таможенных деклараций, на основании которых производилось их таможенное оформление, после смешения и упаковки не представляется возможным, указанные графы счетов-фактур не заполняются.
Из разъяснений Минфина России можно сделать вывод, что при реализации на территории РФ наборов (комплектов), сформированных из товаров, ввезенных на территорию РФ из разных государств, в счете-фактуре при заполнении граф 10 "Страна происхождения" и 11 "Номер таможенной декларации" можно ставить прочерки, если не представляется возможным определить страну происхождения и номера таможенных деклараций предметов, входящих в набор (комплект).
При этом, по мнению Минфина России, если в указанных графах счета-фактуры, составленного при реализации товаров, отражены несколько кодов и, соответственно, наименований стран происхождения товаров и несколько номеров таможенных деклараций, в которых указано количество товаров, относящихся к соответствующей таможенной декларации, то такой счет-фактура не является основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету (письмо Минфина России от 31.05.2012 N 03-07-09/60).
В то же время мы хотим обратить внимание на п. 4.1 Правил определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Ялта, 20.11.2009), где определено, в частности, что объектом применения критерия достаточной обработки (переработки) является тот или иной продукт, определяемый в качестве самостоятельного объекта классификации в соответствии с правилами классификации товаров по ТН ВЭД. В случае определения происхождения наборов продуктов объектом применения критерия достаточной обработки (переработки) рассматривается каждый отдельный элемент, входящий в состав набора. Соответственно, продукт, состоящий из группы элементов или собранный из ряда частей и классифицируемый в соответствии с положениями ТН ВЭД как единый товар, в целом рассматривается как объект применения критерия достаточной обработки (переработки).
То есть товар, представляющий собой набор (комплект), в целом рассматривается как единый товар, то есть объект применения критерия достаточной обработки (переработки). Из п. 1 ст. 58 ТК ТС следует, что если товары были подвергнуты достаточной обработке (переработке) на территории РФ, то страной происхождения товаров считается Российская Федерация. Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемом случае страной происхождения комплектов (наборов) (скомплектованных на территории РФ из товаров, ввезенных из других государств) является Российская Федерация. В таком случае, считаем, при реализации таких комплектов (наборов) в счетах-фактурах можно не отражать данные о стране (странах) происхождения товаров, а также о номере (номерах) таможенных деклараций.
При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименования товаров, а также ставку НДС и сумм этого налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (смотрите письмо Минфина России от 26.12.2014 N 03-07-08/67893).
Таким образом, считаем, что даже в случае выставления продавцом товаров счета-фактуры без отражения данных о стране (странах) происхождения товаров, а также о номере (номерах) таможенных деклараций в рассматриваемой ситуации покупатель сможет заявить вычет на основании такого счета-фактуры. В то же время мы не исключаем претензий со стороны налоговых органов.
К сведению:
При ввозе товаров на территорию РФ с территории Таможенного союза таможенная декларация не оформляется, в счетах-фактурах, выставляемых при реализации на территории РФ товаров, ввезенных в Российскую Федерацию с территории Таможенного союза (Республик Беларусь, Казахстан, Армения), в графах 10 и 11 следует проставлять прочерки (смотрите письма Минфина России от 12.09.2012 N 03-07-14/88, от 03.12.2012 N 03-07-13/01-55).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия
Ответ прошел контроль качества
12 февраля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним