Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

07.06.2011
ВОПРОС:
Учреждение здравоохранения является получателем бюджетных средств. Учреждению из областного бюджета выделены денежные средства на приобретение рентгеноборудования по областной Программе модернизации здравоохранения. Можно ли оплатить разработку проектно-сметной документации на установку этих аппаратов из средств, выделенных по Программе?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Учреждение здравоохранения за счет средств, полученных из областного бюджета на реализацию соответствующей программы, вправе осуществлять только те расходы, которые предусмотрены сметой, утвержденной в установленном порядке.

Обоснование вывода:

Согласно бюджетному законодательству условия получения бюджетных средств определяются:
1) бюджетом, принятым в установленном порядке;
2) бюджетной росписью;
3) уведомлением о бюджетных ассигнованиях;
4) бюджетной сметой;
5) иными правовыми основаниями получения бюджетных средств.

По общему правилу получатели бюджетных средств имеют право осуществлять расходы в рамках бюджетной деятельности только в том случае, если они предусмотрены бюджетом публично-правового образования и, соответственно, учтены при составлении и утверждении бюджетной сметы, в том числе путем указания конкретных расходов при составлении обоснований (расчетов) плановых сметных показателей (смотрите ст.ст. 161, 221 БК РФ, п.п. 3, 4 Общих требований, утвержденных приказом Минфина России от 20.11.2007 N 112н (далее - Приказ N 112н)).

Показатели сметы должны быть сформированы в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов статей (подстатей) КОСГУ (п. 4 Приказа N 112н). К сметам должны прилагаться обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при их формировании.

Специалисты финансового ведомства отмечают, что обоснования (расчеты) плановых сметных показателей должны присутствовать в любом случае вне зависимости от варианта утверждения смет (в том числе при утверждении смет непосредственно руководителем учреждения)1.

Таким образом, в рассматриваемом случае смета является документом, содержащим задание главного распорядителя бюджетных средств о направлениях и объеме расходования средств по их экономическому содержанию. Вопрос о возможности оплаты за счет средств соответствующего бюджета конкретных расходов относится к компетенции главного распорядителя бюджетных средств.

Реализуя данные полномочия, главные распорядители бюджетных средств включают (не включают) в бюджетную смету получателей бюджетных средств соответствующие направления расходов, руководствуясь, в частности, принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств (ст.ст. 28, 34 БК РФ).

Областной Программой модернизации здравоохранения предусмотрено выделение средств из бюджета области на приобретение вашим учреждением двух единиц рентгеноборудования. При этом Программой не детализирован перечень конкретных расходов, связанных с ее реализацией.

Безусловно, в ходе реализации мероприятий, предусмотренных Программой, у учреждения может возникнуть потребность не только в осуществлении расходов на приобретение оборудования, но и в оплате расходов на его доставку, монтаж и т.п. В то же время конкретные условия расходования средств по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ, выделенных в рамках Программы, должны быть отражены в бюджетной смете (прилагающихся к ней документах) с учетом положений самой Программы.

Учреждение здравоохранения за счет средств, полученных из областного бюджета на реализацию Программы, вправе осуществлять только те расходы, которые были предусмотрены сметой, утвержденной в установленном порядке.

Если какие-либо конкретные расходы не были прямо поименованы в смете или прилагающихся к ней документах, при возникновении вопросов о возможности их осуществления в рамках исполнения утвержденной бюджетной сметы следует обращаться к главному распорядителю бюджетных средств. Обоснованность такой позиции подтверждается и разъяснениями специалистов финансового ведомства (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.05.2009 N 02-03-09/2039).

Неотражение в явном виде конкретных расходов в смете (обоснованиях, расчетах к ней) может послужить основанием для претензий со стороны контролирующих органов2.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

------------------------------------------------------------------------

1 "Сметы бюджетного учреждения" (С.С. Бычков, "Ваш бюджетный учет", N 3, март 2008 г.).

2 Смотрите, например ситуацию 4 в статье "Нецелевое использование бюджетных средств: проблемы квалификации и ответственность" (С.С. Бычков, "Советник бухгалтера бюджетной сферы" N 8 август 2010 г.).

Все консультации данной рубрики