Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

04.03.2016
ВОПРОС:
Организация (орган исполнительной власти, казенное учреждение) ежегодно проводит электронный аукцион и заключает государственный контракт на оказание услуг по предоставлению персонала. Ежегодно исполнитель предоставляет заказчику 100 человек (водители, уборщицы, вахтеры, электромонтеры и т.д.). С 01.01.2016 заемный труд запрещен. Утвержден порядок аккредитации юридических лиц, оказывающих услуги по предоставлению персонала (вступил в силу с 01.01.2016), однако до сих пор не утвержден орган, на который будут возложены функции по аккредитации. Каким образом провести процедуру закупки, предметом которой является заключение контракта на оказание услуг по предоставлению персонала?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2016 года осуществление деятельности по предоставлению персонала возможно только при соблюдении требований, установленных п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В реестр аккредитованных частных агентств занятости, имеющих право осуществлять деятельность по предоставлению персонала, на сегодняшний день внесено более ста организаций.

Обоснование вывода:
Действительно, с 1 января 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в законодательство Федеральным законом от 05.05.2014 N 116-ФЗ, которым установлен запрет заемного труда, то есть труда, осуществляемого работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника (ст. 56.1 ТК РФ). С указанной даты осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) по общему правилу могут только частные агентства занятости, прошедшие соответствующую аккредитацию, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (и лишь в исключительных случаях - иные юридические лица) (смотрите ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", главу 53.1 ТК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1165 в качестве такого уполномоченного органа определена Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), а также утверждены Правила аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) (далее - Правила), вступившие в силу с 1 января 2016 года.
Положений, которые устанавливали бы иные сроки или особый порядок вступления в силу приведенных выше актов (изменений) или допускающих возможность привлечения заемного труда без соблюдения условий, предусмотренных п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", нормативные акты не содержат. Поэтому при осуществлении закупки, предметом которой является заключение контракта на оказание услуг по предоставлению персонала, заказчик обязан установить требования, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в частности требование о наличии соответствующей аккредитации. Несоответствие участника закупки этим требованиям исключает возможность заключения с ним контракта.
Как разъясняет Роструд на своем официальном сайте, прием документов для аккредитации частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению персонала начат с 18.11.2015 (смотрите информацию по ссылке: http://www.rostrud.ru/press_center/novosti/361063/). В соответствии с п. 35 Правил на официальном сайте Роструда размещен реестр аккредитованных частных агентств занятости, файл с которым доступен по ссылке: http://www.rostrud.ru/upload/iblock/41e/chazy.xlsx. Как видно из этого документа, на сегодняшний день рядом частных агентств занятости уже получена аккредитация на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
В заключение напомним, что, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся (ч. 16 ст. 66 Закона N 44-ФЗ). Однако само по себе это обстоятельство не свидетельствует о невозможности осуществления закупки. Согласно ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ в этом случае заказчик вправе осуществить закупку, в частности, путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Очевидно, что соответствующие предложения могут быть запрошены заказчиком непосредственно у лиц, включенных в вышеупомянутый реестр.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Першина Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

9 февраля 2016 г.

Все консультации данной рубрики