Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
04.03.2016
- В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, главный администратор (администратор) доходов бюджета, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета обязан осуществлять внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
По условиям договора о бухгалтерском обслуживании, заключенного между главным распорядителем бюджетных средств и централизованной бухгалтерией, учетную политику учреждения разрабатывает централизованная бухгалтерия, после чего учетная политика утверждается руководителем учреждения. Условий об организации внутреннего контроля нет ни в договоре, ни в учетной политике.
Каким образом исполнить указанные полномочия, если полномочия по ведению бюджетного учета переданы централизованной бухгалтерии и в штате имеются только 3 сотрудника?
Можно ли включать должностных лиц централизованной бухгалтерии в карту финансового контроля?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, на наш взгляд, не освобождает орган местного самоуправления от обязанности осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Порядок осуществления внутреннего финансового контроля в части переданных иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности могут быть предусмотрены нормативным правовым актом, устанавливающим правила осуществления главными администраторами бюджетных средств полномочий в соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ.
Обоснование вывода:
В соответствии с положениями ст. 162 БК РФ ведение (обеспечение ведения) бюджетного учета и формирование (обеспечение формирования) бюджетной отчетности являются полномочиями получателя бюджетных средств. При этом в силу п. 10.1 ст. 161 БК РФ передача иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности на основании договора (соглашения) является правом, а не обязанностью руководителя органа местного самоуправления (письмо Минфина России от 29.05.2015 N 02-07-10/31406).
В то же время полномочия органа местного самоуправления в качестве участника бюджетного процесса не ограничиваются полномочиями получателя бюджетных средств (далее - ПБС) (ст.ст. 161, 162 БК РФ), администратора доходов бюджета (далее - АД) (п. 2 ст. 160.1 БК РФ) и администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее - АИФД) (п. 2 ст. 160.2 БК РФ). В силу положений ст. 6 БК РФ орган местного самоуправления, прежде всего, является главным администратором бюджетных средств*(1).
Специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях неоднократно подчеркивали: положения п. 11 ст. 161 БК РФ распространяются на органы местного самоуправления (муниципальные органы) только при исполнении бюджетной сметы (письма Минфина России от 02.06.2014 N 02-01-10/26423, от 03.04.2012 N 02-03-10/1129). Соответственно, передача полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности не освобождает орган местного самоуправления от осуществления иных полномочий, установленных положениями БК РФ как для главных администраторов бюджетных средств, так и для получателей бюджетных средств.
Обязанность по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с положениями ст. 160.2-1 БК РФ установлена в отношении главного администратора бюджетных средств*(2). Порядок осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита устанавливается в рамках публично-правового образования, соответственно, Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ).
На федеральном уровне положениями "Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств...", утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее - Правила), особенности осуществления внутреннего финансового контроля в отношении процедур ведения бюджетного учета, а также составления и представления бюджетной отчетности при передаче получателем бюджетных средств и администратором доходов бюджета полномочий по ведению бюджетного учета иной организации (централизованной бухгалтерии) не установлены. В то же время положения нормативных правовых актов ряда публично-правовых образований, устанавливающих порядок осуществления полномочий в соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ, прямо предусматривают порядок осуществления внутреннего финансового контроля в части переданных иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности*(3).
В целях реализации полномочий по осуществлению внутреннего финансового контроля в случае передачи полномочий по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности, на наш взгляд, в заключаемом сторонами договоре (соглашении) целесообразно предусмотреть:
- обязанность осуществления организацией, которой переданы полномочия, внутреннего финансового контроля в части переданных полномочий в порядке, установленном в публично-правовом образовании в соответствии с п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ;
- право главного администратора (администратора) бюджетных средств на осуществление его должностными лицами внутреннего финансового аудита в соответствии с п. 4 ст. 160.2-1 БК РФ в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого организацией (централизованной бухгалтерией) в отношении процедур ведения бюджетного учета и составления отчетности (в части переданных ей полномочий).
Детальный порядок осуществления внутреннего финансового контроля организацией, которой переданы полномочия, может быть утвержден руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации по согласованию с руководителем субъекта учета (главного администратора бюджетных средств). В аналогичном порядке могут осуществляться формирование (актуализация) карт внутреннего финансового контроля (в части переданных полномочий), а также их утверждение. Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля, по нашему мнению, также может осуществляться организацией, которой переданы полномочия.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Финансовый контроль;
- Энциклопедия решений. Внутренний контроль в госучреждении.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
8 февраля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Понятие "главный администратор бюджетных средств", введенное ст. 264.2 БК РФ, является обобщающим и применимо к отношениям и нормам, распространяющимся одновременно на главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (письмо Минфина России от 15.10.2015 N 02-01-10/59024).
*(2) Смотрите, в частности:
- Вопрос: В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит. Вправе ли главный распорядитель бюджетных средств передать полномочия по осуществлению финансового контроля и финансового аудита в централизованную бухгалтерию, которая осуществляет ведение бухгалтерского учета и составление отчетности главного распорядителя бюджетных средств и его подведомственных учреждений? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2015 г.).
*(3) Смотрите, в частности:
- п.п. 2.13, 2.14, 2.22 Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств областного бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов областного бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита областного бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 10.07.2014 N 348-ПП;
- п.п. 2.13, 2.14, 2.22 Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета города, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета города, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета города внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением Администрации г. Мончегорска Мурманской области от 07.04.2015 N 397;
- п.п. 2.12, 2.20 Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Снежинского городского округа, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Снежинского городского округа, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Снежинского городского округа внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденного постановлением администрации Снежинского городского округа Челябинской области от 10.07.2015 N 892.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним