Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

10.03.2016
ВОПРОС:
В 2016 году на лицевой счет получателя бюджетных средств органа местного самоуправления (администрация), наделенного полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, в том числе по предоставлению средств на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам (займам), взятым малыми формами хозяйствования, поступил возврат денежных средств от получателя указанных средств. Орган местного самоуправления одновременно является главным администратором доходов в виде межбюджетных трансфертов, за счет средств которых в 2015 году указанные средства предоставлялись.
Какой код доходов необходимо применить при перечислении администрацией денежных средств в доход муниципального бюджета?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае если дебитор являлся получателем субсидии из бюджета муниципального района, доходы от возврата им остатков субсидий прошлых лет подлежат отражению с применением кода доходов 000 2 18 05030 05 0000 180 "Доходы бюджетов муниципальных районов от возврата иными организациями остатков субсидий прошлых лет" независимо от способа зачисления их в доход бюджета, в частности от того, перечислены ли соответствующие суммы в доход бюджета непосредственно дебитором, либо со счета получателя средств бюджета муниципального образования (со счета N 40204) в порядке зачисления в доход бюджета сумм дебиторской задолженности прошлых лет, поступивших минуя счет N 40101.

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 20 БК РФ доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет классифицируются в качестве безвозмездных поступлений.
В то же время субсидии являются не только одной из форм межбюджетных трансфертов (глава 16 БК РФ), но и одной из форм предоставления денежных средств из бюджета публично-правового образования государственным (муниципальным) учреждениям, государственным корпорациям (компаниям), некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), а также юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (глава 10 БК РФ).
По общему правилу в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе из бюджета публично-правового образования могут предоставляться субсидии в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (ст. 78 БК РФ). Возврат субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также возврат остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, осуществляется в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, регулирующими предоставление указанных субсидий (п. 3 ст. 78 БК РФ).
Отметим, что при возврате в доход бюджета неиспользованных остатков субсидий прошлых лет, предоставляемых из бюджета публично-правового образования государственным (муниципальным) учреждениям, специалисты финансового ведомства указывают на необходимость применения кода подгруппы доходов 218 "Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет" (смотрите, в частности, пп. "б" п. 4.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 30.12.2015 N 02-07-07/77754, 07-04-05/02-919, п. 4.5.2 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823).
Таким образом, положения пп. 2 п. 4 ст. 20 БК РФ распространяются не только на доходы от возврата остатков субсидий, предоставляемых в качестве межбюджетных трансфертов, но и от субсидий, предоставляемых из бюджета публично-правового образования в соответствии с положениями ст.ст. 78, 78.1 и 78.2 БК РФ. Доходы от возврата остатков субсидий, предоставленных из бюджета публично-правового образования юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, являются доходами от безвозмездных поступлений*(1).
В соответствии с п. 2.5.6 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н, суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) на счет N 40101 для перечисления в доход соответствующего бюджета.
В случае если суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на счета N 40105, N 40201, N 40204 минуя счет N 40101, то не позднее пяти рабочих дней со дня отражения соответствующих сумм на лицевом счете получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) указанные суммы подлежат перечислению в установленном порядке получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в доход соответствующего бюджета.
Соответственно, при перечислении денежных средств в доход соответствующего бюджета получателем бюджетных средств, на лицевой счет которого дебитором зачислены суммы подлежащих возврату в доход бюджета субсидий, полученных им в прошлом году, должен быть также указан соответствующий код доходов.
Учитывая, что положениями Приложения 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, прямо предусмотрены коды классификации доходов только в части доходов от возврата остатков субсидий прошлых лет бюджетными и автономными учреждениями, полагаем, что доходы от возврата в бюджет муниципального района субсидий иными получателями (некоммерческими организациями (за исключением муниципальных учреждений, а также юридическими лицами (кроме некоммерческих организаций), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами - производителями товаров, работ, услуг) подлежат отражению по коду доходов 000 2 18 05030 05 0000 180 "Доходы бюджетов муниципальных районов от возврата иными организациями остатков субсидий прошлых лет".

К сведению:
В качестве компенсации затрат государства с применением подгруппы доходов 113 "Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства" отражаются суммы дебиторской задолженности, источником образования которой являлись в том числе и средства, предоставленные бюджету муниципального образования в форме межбюджетных трансфертов при осуществлении органом местного самоуправления выплат на социальное обеспечение населения либо при образовании дебиторской задолженности в рамках контракта при осуществлении органом местного самоуправления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Ответ прошел контроль качества

16 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, в частности:
- Приложение 1 к Федеральному закону от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год";
- Приложение 4 к Закону Еврейской автономной области от 23.12.2015 N 851-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год";
- Приложение 1 к Закону Архангельской области от 18.12.2015 N 375-22-ОЗ "Об областном бюджете на 2016 год";
- Приложение 1 к Закону Костромской области от 22.01.2016 N 59-6-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2016 год";
- Приложение 2 к Решению Совета депутатов Пушкинского муниципального района Московской области от 16.12.2015 N 143/20 "О бюджете Пушкинского муниципального района Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов".

Все консультации данной рубрики