Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.03.2016
ВОПРОС:
По договору аренды муниципального имущества, заключенному на 11 месяцев между комитетом по управлению муниципальным имуществом и ООО, переданы объекты инфраструктуры водоснабжения и водоотведения.
Комитет не начисляет амортизацию, так как на объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется, ООО не начисляет амортизацию, так как имущество - арендованное (п. 50 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н). Получается, что за период нахождения имущества в аренде имущество не амортизируется.
Кто в данном случае должен начислять амортизацию?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, на объекты нефинансовых активов с даты их включения в состав муниципальной казны амортизация не начисляется.
В случае передачи в аренду такого имущества оснований для начисления амортизации по нему не возникает.

Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет основных средств, полученных коммерческими организациями во временное пользование, ведется в соответствии с:
- ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01);
- Методическими указаниями по учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
В п. 50 Методических указаний четко сказано, что начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем.
Таким образом, амортизацию на основные средства, переданные в аренду, должен начислять арендодатель, однако данная норма может быть применена только в том случае, если арендодателем является коммерческая организация. В рассматриваемой ситуации арендодателем является орган, уполномоченным представлять интересы собственника (муниципального образования) по управлению имуществом, поэтому приведенными нормативными актами он руководствоваться не должен (п. 1 ПБУ 6/01 и п. 1 Методический указаний).
Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
В соответствии с п. 94 Инструкции N 157н по объектам, составляющим государственную (муниципальную) казну публично-правового образования, с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется (если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, изданного с учетом требований Инструкции N 157н и законодательства Российской Федерации (далее - правовой акт по бюджетному учету казны)) и отражается в размере сумм, начисленных последним правообладателем. Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.
Таким образом, Инструкцией N 157н предполагается возобновление начисления амортизации только после выбытия основных средств из состава имущества казны при передаче их организациям госсектора или другим правообладателям.
Согласно п. 33 Инструкции N 157н операции по передаче (возврату) материальных объектов нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование должны отражаться путем:
- внутреннего перемещения объектов нефинансовых активов на соответствующих счетах учета нефинансовых активов;
- отражения на забалансовом счете переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости.
Требования данной нормы распространяются на любые нефинансовые активы. К таким активам согласно Инструкции N 157н относится и имущество казны, учитываемое уполномоченными органами на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны".
Таким образом, при сдаче имущества казны в аренду оно не выбывает из состава казны.
С учетом приведенных норм в рассматриваемой ситуации нет оснований для начисления амортизации по имуществу, переданному в аренду, ни в учете органа, уполномоченного представлять интересы собственника (муниципального образования) по управлению имуществом, осуществляющего учет имущества казны, ни в учете организации-арендатора муниципального имущества.
В заключение отметим, что в рассматриваемой ситуации организация-арендатор при учете основных средств должна руководствоваться нормативно-правовыми актами, предназначенными для коммерческих организаций. Нормативно-правовые акты по учету основных средств для коммерческих организаций устанавливают единые правила отражения в бухгалтерском учете арендованных основных средств и не предусматривают возможности установления даже по согласованию сторон иного порядка.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет амортизации имущества, предоставленного в аренду;
- Энциклопедия решений. Имущество казны;
- Энциклопедия решений. Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00;
- Энциклопедия решений. Учет расчетов при предоставлении казенным учреждением нежилого помещения в аренду или безвозмездное пользование;
- Энциклопедия решений. Учет имущества казны, переданного в аренду или безвозмездное пользование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильева Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

19 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики