Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

15.03.2016
ВОПРОС:
Предполагается, что ведущий специалист, работающий в юридическом отделе государственного казенного учреждения Краснодарского края, будет выполнять обязанности специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей.
Возможно ли возложить на постоянной основе обязанности специалиста по охране труда на уполномоченного работодателем сотрудника при штатной численности более 50 человек в учреждении без выделения отдельной штатной единицы и (или) без создания службы по охране труда?
ОТВЕТ:

 Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положения части первой ст. 217 ТК РФ распространяются на всех работодателей, численность работников которых превышает 50 человек, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, поэтому в Вашем учреждении должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Законодательством не установлено прямого запрета на замещение должности специалиста по охране труда в порядке совмещения, но совмещаемая должность должна быть включена в штатное расписание.

Обоснование вывода:
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (часть первая ст. 217 ТК РФ). В соответствии с частью девятой ст. 209 ТК РФ производственная деятельность - это совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Кроме того, согласно части третьей ст. 11 ТК РФ руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, обязаны все работодатели (юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности). Поэтому норма части первой ст. 217 ТК РФ распространяется не только на заводы и фабрики, как можно было бы подумать, обратив внимание на слова "производственная деятельность", а на любых работодателей, численность работников которых превышает 50 человек, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Из п. 16 Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000 N 14 (далее - Рекомендации), следует, что возможность работать специалистом по охране труда в порядке совмещения находится в прямой зависимости от количества работников организации, в отношении которых специалист выполняет свои функции. Сразу оговоримся, что пункты Рекомендаций основаны на ранее действующей редакции ст. 217 ТК РФ (речь идет не о 50, а о 100 работниках) и в связи с ее изменением пока не подкорректированы, однако из них можно усмотреть общий подход к рассматриваемой ситуации. Таким образом, из этой нормы с учетом действующей в настоящее время редакции ст. 217 ТК РФ можно сделать вывод, что работа специалиста по охране труда на условиях совмещения возможна, только если количество работников организации составляет 50 человек и менее (смотрите, например, решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23.07.2013 по делу N 12-200/13).
Вместе с тем в настоящее время трудовое законодательство и другие акты, содержащие нормы трудового права, не устанавливают ограничений на совмещение и другие виды дополнительной работы для каких-либо должностей и профессий. Постановление Совмина СССР от 04.12.1981 N 1145 "О порядке и условиях совмещения профессий (должностей)", которое содержало такие ограничения, постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 признано не действующим на территории Российской Федерации. Это означает, что дополнительная работа в основное рабочее время может быть поручена работнику любой должности или профессии, в том числе ведущему специалисту, работающему в юридическом отделе.
Законодательством не установлено прямого запрета на замещение такой должности в порядке совмещения либо совместительства. При этом ст. 217 ТК РФ, Рекомендации, Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10, которые регламентируют оптимальное количество работников службы охраны труда, устанавливают требование об обязательном введении должности специалиста по охране труда, но не устанавливают способ замещения такой должности (основная, совмещение, совместительство).
Так, Минздравсоцразвития указал, что под службой охраны труда понимают и специальное подразделение, и отдельного штатного специалиста по охране труда, и совокупность всех специальных подразделений и отдельных работников, занятых (в том числе по совместительству и по совмещению) вопросами организации охраны труда у работодателя (в крупных организациях) (смотрите п. 4.2 Информации Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.01.2012 "Учебно-методические рекомендации по организации кадровыми подразделениями федеральных государственных органов обучения федеральных государственных гражданских служащих в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)").
Немногочисленная судебная практика косвенно подтверждает возможность совмещения должности специалиста по охране труда в организации с численностью работников более 50 человек (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 01.09.2010 по делу N 33-6722/2010, решение Зареченского городского суда Пензенской области от 08.02.2013 по делу N 12-20/2013).
Поэтому, полагаем, замещение должности специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей возможно.
Однако поскольку вся информация об имеющихся у работодателя структурных подразделениях, должностях, специальностях и профессиях, а также о количестве штатных единиц отражается в штатном расписании, то выполнение работником трудовой обязанности по определенной должности или профессии означает, что такая должность или профессия имеется у работодателя, и, следовательно, она должна быть предусмотрена штатным расписанием. Соответственно, профессия (должность), по которой работнику поручается выполнение дополнительной работы, обязательно должна быть указана в штатном расписании. Аналогичного мнения придерживаются и специалисты официальных органов (смотрите, например, разъяснение чиновников Министерства социального развития и труда Астраханской области). В том случае, если такое условие не выполняется, необходимо внести изменения в штатное расписание и включить в него соответствующую должность (профессию) либо увеличить количество штатных единиц. В противном случае суд может констатировать отсутствие совмещения профессий (должностей) (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 N 15АП-15046/11).
Таким образом, в указанной Вами ситуации для поручения ведущему специалисту юридического отдела работы специалиста по охране труда работодателю следует внести изменения в штатное расписание организации и включить в него соответствующую должность работника. При этом нормативная штатная численность работников службы охраны труда в организации определяется суммированием численности работников по данным таблиц 1-8 пункта 3.2 Межотраслевых нормативов в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности (раздел 4 Межотраслевых нормативов). Пример расчета нормативной численности работников службы охраны труда в организации приведен в Приложении к Межотраслевым нормативам.
В результате подсчета на основании этого документа может получиться, что требуемое количество специалистов по охране труда составит большую величину, чем 1 ставка по должности, тогда введение в штатное расписание только одной штатной единицы специалиста по охране труда будет не соответствовать данным рекомендациям, которые работодатель должен учитывать в силу части четвертой ст. 217 ТК РФ (смотрите, например, решение Центрального районного суда г. Омска Омской области от 17 октября 2014 г. по делу N 2-5645/2014, решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 23 июля 2013 г. по делу N 12-201/13).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

18 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики