Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

17.03.2016
ВОПРОС:
Автономное учреждение физической культуры и спорта является получателем субсидии, предоставляемой на выполнение муниципального задания.
В каком порядке в учреждении осуществляется установление тарифов на платные услуги, не оказываемые в рамках выполнения муниципального задания? Можно ли при расчете тарифов на оказание таких услуг использовать затраты на оплату коммунальных услуг, налогов, заработную плату специалистов, состоящих в штате на выполнение муниципального задания и привлекаемых для оказания платных услуг, если все эти расходы оплачиваются за счет субсидии на выполнение муниципального задания?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Установление тарифов на платные услуги автономного муниципального учреждения физической культуры и спорта, не оказываемые в рамках выполнения муниципального задания, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Соответственно, в случае необходимости расчета тарифов на оказание таких услуг необходимо руководствоваться рекомендациями органов местного самоуправления.

Обоснование вывода:
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ)).
На основании п. 3 ч. 5 ст. 4 Закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования муниципального задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Автономные учреждения, помимо деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания, могут осуществлять приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в их учредительных документах (п. 2 ст. 298 ГК РФ; ч. 6, ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Платные услуги автономных учреждений, оказываемые в рамках приносящей доход деятельности, можно разделить на два вида (п. 8 Комплексных рекомендаций Минфина России от 22.10.2013 (далее - Комплексные рекомендации)):
- услуги, относящиеся к основным видам деятельности учреждения (основные платные услуги) (ч. 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ);
- услуги, не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых это учреждение создано (неосновные платные услуги) (ч. 7 ст. 4 Закона N 174-ФЗ).
Отметим, что Закон N 174-ФЗ не содержит требования об установлении учредителем порядка определения платы за выполнение работ, оказание услуг, относящихся к основной деятельности автономного учреждения, для граждан и юридических лиц.
Частью 6 ст. 4 Закона N 174-ФЗ установлено, что основные платные услуги автономные учреждения оказывают в порядке, установленном федеральными законами.
По мнению специалистов Минфина России, если федеральными законами конкретный субъект, который может регулировать порядок определения платы за оказываемые автономными учреждениями основные платные услуги, не определен, автономные учреждения самостоятельны в решении данного вопроса*(1). В свою очередь, плата за неосновные платные услуги, если иное не предусмотрено федеральным законом, бюджетным и автономным учреждением устанавливается самостоятельно (п. 8 Комплексных рекомендаций).
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 6 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, а п. 4 ч. 1 ст. 17 этого закона закрепляет, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления устанавливают тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
С учетом приведенных норм можно сделать вывод, что на сегодняшний день установление тарифов на платные услуги муниципальных автономных учреждений находится в ведении органов местного самоуправления.
Как показывает практика, орган местного самоуправления может:
- вынести решение об установлении тарифов (либо предельных тарифов) на оказание платных услуг в определенных учреждениях*(2);
- разработать порядок установления таких тарифов*(3). В таком случае учреждение рассчитывает тарифы на оказание платных услуг в соответствии с рекомендациями органов местного самоуправления.
В заключение напомним о принципе, установленном Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ, согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного (муниципального) задания.
При этом, например, на федеральном уровне в настоящее время предусмотрен порядок, согласно которому, если учреждение оказывает услуги (выполняет работы) за плату сверх задания или в пределах задания, итоговый объем финобеспечения должен быть уменьшен на коэффициент платной деятельности.
Данный коэффициент применяется в целях корректировки (уменьшения) объема финобеспечения в части затрат:
- на уплату налогов (п.п. 12, 33 Положения N 640);
- на содержание имущества, не используемого для выполнения задания (п.п. 12, 35 Положения N 640).
Условие применения коэффициента - оказание сверх задания услуг (выполнение работ) за плату. При этом речь идет об услугах (работах), относящихся как к основным, так и к иным видам деятельности учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

24 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Для муниципальных автономных учреждений физической культуры и спорта нет федеральных законов, указывающих на конкретных субъектов, к ведению которых отнесено определение размера платы за оказание неосновных платных услуг.
*(2) Смотрите, например:
- постановление Администрации Серовского городского округа Свердловской области от 31.08.2015 N 1238 "Об утверждении цен на платные дополнительные услуги, оказываемые муниципальным автономным учреждением "Водный дворец";
- решение Дудинского Городского Совета депутатов Красноярского края от 25.11.2011 N 08-0379 "Об утверждении предельных тарифов на услуги Муниципального автономного учреждения "Дудинский спортивный комплекс".
*(3) Решение Ставропольской городской Думы от 28.11.2012 N 283 "Об утверждении Положения о порядке регулирования цен (тарифов), тарифов и надбавок на товары (работы, услуги), подлежащих регулированию органами местного самоуправления города Ставрополя").

Все консультации данной рубрики