Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

18.03.2016
ВОПРОС:
Организация является генеральным субподрядчиком. Генеральный заказчик поставляет для стройки давальческий материал. Этот материал генеральный заказчик отражает на счете 10, а у генерального субподрядчика этот давальческий материал отражается на забалансовом счете 003 (без НДС).
Часть материалов (столбики) была повреждена, организации подписали акт о списании утраченных давальческих материалов.
Стоимость повреждений составила 22 000 рублей. Генеральный субподрядчик должен эту сумму вернуть генеральному заказчику.
Какие проводки необходимо сделать, чтобы у генерального субподрядчика возникла задолженность перед генеральным заказчиком? Какими подтверждающими первичными документами это оформить?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возникшая обязанность возместить причиненный ущерб при утрате давальческих материалов приводит к образованию прочего расхода.
Порядок бухгалтерского учета в указанном в вопросе случае изложен ниже.

Обоснование вывода:

Учет давальческих материалов

Материалы, переданные организацией для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты их стоимости и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ (изготовленной продукции), определены как давальческие материалы (п. 156 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания)).
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (далее - План счетов и Инструкция), утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении сырья и материалов заказчика, принятых в переработку (давальческое сырье), не оплачиваемых организацией-изготовителем, предназначен забалансовый счет 003 "Материалы, принятые в переработку". Сырье и материалы заказчика, принятые в переработку, учитываются по простой схеме на счете 003 по ценам, предусмотренным в договорах. Аналогичное требование предъявляется и п. 14 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов".
Аналитический учет по счету 003 ведется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения, что предполагает открытие соответствующих субсчетов к счету 003, например "Материалы на складе", "Материалы, переданные на обработку", "Материалы после обработки", "Материалы на складе брака".
При передаче давальческого сырья (материалов) в переработку право собственности на передаваемые материалы так же, как и на продукцию, изготовленную из давальческого сырья, остается за организацией-давальцем (п. 1 ст. 220, п. 2 ст. 703 ГК РФ). Таким образом, как сырье, полученное для переработки, так и готовая продукция учитываются на счете 003 "Материалы, принятые в переработку" до момента передачи заказчику готовой продукции.
Движение давальческих материалов (сырья) при их поступлении и последующей утрате по вине переработчика может отражаться за балансом организации-переработчика следующим образом:
Дебет 003, субсчет "Материалы на складе"
- 22 000 руб. - принято сырье для обработки от заказчика;
Дебет 003, субсчет "Материалы, переданные на обработку";
Кредит 003, субсчет "Материалы на складе"
- 22 000 руб. - давальческое сырье передано на обработку;
Дебет 003, субсчет "Материалы на складе брака";
Кредит 003, субсчет "Материалы, переданные на обработку"
- 22 000 руб. - некачественное сырье передано из производства на склад брака;
Кредит 003, субсчет "Материалы на складе брака"
- 22 000 руб. - выбытие некачественного сырья.

Учет возмещаемого ущерба

В силу ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ (п. 2 ст. 393 ГК РФ). Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. Согласно п. 12 ПБУ 10/99 в бухгалтерском учете возмещение причиненных организацией убытков включается в состав прочих расходов.
В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы могут быть признаны при выполнении следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной) (п. 17 ПБУ 10/99).
В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Если организацией, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности (второй абзац п. 18 ПБУ 10/99).
Таким образом, если все условия, предусмотренные п. 16 ПБУ 10/99, выполнены, возмещение причиненных убытков включается в состав прочих расходов на дату признания претензии.
Сумма подлежащих возмещению убытков в отчетном периоде их признания отражается записью:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- 22 000 руб. - отражен признанный организацией ущерб, подлежащий возмещению.
Погашение задолженности перед кредитором оформляется проводкой:
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 50 (51)
- 22 000 руб. - выплачены суммы возмещения ущерба.
В случае осуществления зачета взаимных требований вместо предыдущей записи оформляется проводка:
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 62
- 22 000 руб. - отражен зачет встречных требований.

Документооборот

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Следовательно, передача давальческого сырья для переработки может быть оформлена самостоятельно разработанным организацией-заказчиком (с учетом требований Закона N 402-ФЗ) актом приема-передачи или накладной.
В рассматриваемой ситуации в процессе обработки давальческого сырья может быть выявлен брак, который невозможно выявить при его приемке на склад. Бракованное сырье поступает на склад брака, а оттуда возвращается заказчику. Передача бракованных материалов на склад брака может быть также оформлена требованием-накладной (форма N М-11), накладной (форма N М-15) или иным документом, утвержденным руководителем организации (п. 112 Методических указаний).
Акт, которым оформляют возврат некачественных материалов непосредственно заказчику, разрабатывается организацией самостоятельно с учетом требований к первичным документам, изложенных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, и утверждается ее руководителем.
Таким образом, первичные учетные документы по приему, возврату и внутреннему перемещению давальческих материалов могут быть разработаны организацией самостоятельно. Кроме того, для указанных целей могут использоваться унифицированные формы документов, предназначенные для оформления движения материалов при условии их соответствия требованиям, установленным ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на возмещение причиненного ущерба.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

26 февраля 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики