Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
18.03.2016
- В настоящее время в г. Москве есть платные парковки, терминалы есть не везде. Оплата парковки производится через online-приложение. Работа сотрудника организации (общая система налогообложения), который пользуется услугами платных парковок, имеет разъездной характер, что зафиксировано в трудовом договоре. Сотрудник на служебном автомобиле, принадлежащем организации, совершает поездки в черте города в производственных целях. Средства для оплаты парковки списываются с личного мобильного счета работника. Кроме скана работник может также представить в бухгалтерию распечатку документа с информацией о совершенном платеже, которая была получена на его электронную почту.
Каково документальное подтверждение затрат, понесенных работником на оплату парковок через мобильное приложение, в целях бухгалтерского и налогового учета?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Признание расходов на оплату парковки при отсутствии оригинала квитанции (парковочного чека) с большой долей вероятности может привести к спорам с представителями налогового органа.
При оплате парковочного места через мобильное приложение (отправкой СМС-сообщения) для подтверждения расхода понадобятся дополнительные документы, которые нужно будет запрашивать у оператора связи.
Документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, могут служить:
- приказ (распоряжение) руководителя либо иной внутренний документ, закрепляющий способ оплаты парковки работниками и виды документов, которыми должен быть подтвержден расход на парковку;
- путевые (маршрутные) листы, разъездные ведомости, журналы учета поездок, в которых виден маршрут следования непосредственно в районы города, где расположена парковка.
Обоснование позиции:
Согласно ст. 168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками расходы. Размеры и порядок возмещения определяются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, а также непосредственно трудовым договором.
Таким образом, если расходы, произведенные работником (в частности оплата парковочного места), связаны с его служебными обязанностями, они подлежат возмещению работодателем.
Конституционный Суд РФ в определениях от 05.03.2004 N 76-О и N 75-О указал, что возмещение затрат должно быть обусловлено реальными расходами работников. То есть работник должен подтвердить факт несения расходов документально.
Документальное подтверждение расходов, связанных со служебными поездками работника (возмещаемых организацией), необходимо также для признания таких расходов в целях бухгалтерского и налогового учета.
В соответствии с частью 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет ведется организациями на основании первичных учетных документов, которыми должны оформляться все факты хозяйственной жизни организации. Первичные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Документальное подтверждение расходов является также одним из обязательных условий для их признания и в целях налогообложения прибыли. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. При этом кроме документального подтверждения расходы должны быть обоснованы и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В свою очередь, ст. 313 НК РФ определено, что первичные учетные документы (включая справку бухгалтера) являются подтверждением данных налогового учета (смотрите также письма Минфина России от 03.03.2015 N 03-03-07/11015, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458, от 14.04.2014 N 03-03-06/1/16775).
В судебных постановлениях судьи обращают внимание, что НК РФ не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей исчисления налога необходимо исходить из того, подтверждают представленные налогоплательщиком документы произведенные им расходы или нет, то есть условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически понесены (смотрите, например, постановления АС Уральского округа от 14.10.2015 N Ф09-6682/15 по делу N А76-938/2015, АС Северо-Кавказского округа от 12.11.2014 N Ф08-7996/14 по делу N А32-1934/2012, АС Поволжского округа от 30.05.2014 N Ф06-5761/13 по делу N А55-14253/2013).
В целях налогообложения прибыли расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).
В частности, на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного автомобильного транспорта. Заметим, что данная норма не содержит конкретного перечня расходов на содержание служебного транспорта и требований об их нормировании.
Исходя из этого, любые расходы, связанные с содержанием служебного транспорта и соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В частности, к расходам на содержание служебного транспорта организация вправе отнести возмещаемые работнику затраты на оплату парковки служебного автомобиля при условии их документального подтверждения (письмо Минфина России от 27.04.2006 N 03-03-04/1/404). В приведенном письме чиновники указывают, что в целях налогообложения прибыли расход по оплате услуг автостоянки, подтвержденный квитанцией за парковку либо кассовым чеком, является подтвержденным (смотрите также письма Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/2/1, УФНС по г. Москве от 12.04.2006 N 20-12/29007).
Согласно п. 12 Правил об оказании услуг автостоянок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795, при кратковременной (разовой) постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более суток) договор оформляется путем выдачи потребителю соответствующего документа (сохранной расписки, квитанции и т.п.) с указанием государственного регистрационного знака автомототранспортного средства. Копия указанного документа остается у исполнителя.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и ИП, в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (далее - БСО).
Порядок утверждения форм БСО, приравненных к кассовым чекам, установлен в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
В соответствии с п. 6 Положения о БСО приказом Министерства транспорта РФ от 24.06.2014 N 166 (далее - Приказ N 166) утверждены формы бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе, которые являются документами строгой отчетности и применяются для осуществления организациями, ИП наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
Соответственно, с 31 августа 2014 года*(1) при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе организации и ИП могут выдавать покупателям услуг (населению) БСО, утвержденные Приказом N 166. Соответственно, такой БСО (парковочный чек) может служить документом, подтверждающим расходы работника на оплату парковочного места для служебного автомобиля.
В настоящее время существуют разные способы оплаты парковки, например:
- наличными денежными средствами непосредственно в кассу парковки;
- через паркомат (автомат для повременной оплаты парковочного места) наличными либо банковской (парковочной) картой;
- посредством использования мобильных приложений (при этом деньги списываются со счета мобильного телефона либо с виртуального парковочного счета, баланс которого пополняется с помощью банковской карты, электронного кошелька, через терминалы, в салонах связи, скретч-картой).
При оплате парковки с помощью паркомата у плательщика есть возможность получить документ об оплате в виде БСО установленной формы (парковочный чек). Он содержит следующие данные:
- серия и номер чека;
- ФИО плательщика;
- зона парковки и адрес паркомата;
- государственный регистрационный знак транспортного средства;
- время начала и окончания парковки;
- размер платы за один час парковки;
- номер платежной карты или сумму внесенных наличных денежных средств;
- дата и время формирования документа.
Как мы поняли из вопроса, работник при отсутствии на территории платной парковки паркомата производит оплату с помощью мобильного приложения, используя личный номер мобильного телефона. В качестве подтверждения своих расходов он может предоставить скан, либо распечатку полученного на электронную почту документа, содержащего информацию о ФИО плательщика, госномере автомобиля и данных платежной карты.
Отметим, что формально НК РФ не предусматривает признание расходов на основании копий первичных документов. По мнению налоговых органов, сканированные либо сделанные иным способом копии первичных документов не являются оправдательными документами, достаточными для признания расходов в целях налогообложения прибыли (письмо УФНС России по г. Москве от 25.01.2008 N 20-12/05968).
Поэтому полагаем, что документ в виде копии может быть принят к учету только при условии заверения исполнителем соответствия этой копии оригиналу в установленном действующим законодательством порядке (письма Минфина России от 11.07.2008 N 03-03-06/2/77, УФНС России по г. Москве от 02.02.2009 N 08-19/008020).
По нашему мнению, признание расходов на оплату парковки при отсутствии оригинала платежного документа с большой долей вероятности может привести к спорам с представителями налогового органа.
Безопаснее всего для организации подтверждать расходы на оплату парковки служебного автомобиля парковочным чеком, утвержденным Приказом N 166.
Однако если все же оплата парковки через паркомат по тем или иным причинам оказалась невозможна, и парковочное место было оплачено через мобильное приложение (отправкой СМС-сообщения), полагаем, что для подтверждения расхода сотруднику можно попытаться получить дополнительные оправдательные документы. Например, он может запросить у оператора сотовой связи детализацию счета мобильного телефона, заверенную печатью и подписью ответственного лица. При этом если работник при оплате парковки пользуется личным номером телефона, то необходимо подтвердить принадлежность SIM-карт конкретному лицу.
Также в данной ситуации можно попросить организацию, оказавшую услуги парковки, прислать оригинал квитанции (письмо Минфина России от 05.02.2010 N 03-03-05/18).
Конечно, такие действия усложняют подтверждение работником расходов, понесенных им в связи с исполнением служебных обязанностей.
Кроме того, косвенно могут подтвердить расходы такие документы, как:
- приказ (распоряжение) руководителя либо иной внутренний документ, закрепляющий способ оплаты парковки работниками и виды документов, которыми должен быть подтвержден расход на парковку;
- путевые (маршрутные) листы, разъездные ведомости, журналы учета поездок, в которых виден маршрут следования непосредственно в районы города, где расположена парковка.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
18 февраля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ N 166 зарегистрирован в Минюсте России 28.07.2014 (регистрационный N 33298). Вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Российской газете" от 20.08.2014 N 187.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним