Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

21.03.2016
ВОПРОС:
В связи с изменением законодательства в сфере образования государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей внесло изменение в устав (изменилось лишь название, все остальное осталось в неизменном виде).
Каким образом внести изменение в локальные нормативные акты?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель вправе, но не обязан вносить изменения в локальные нормативные акты. Порядок внесения изменений аналогичен порядку принятия локального нормативного акта.

Обоснование вывода:
В соответствии с частью первой ст. 57 ТК РФ наименование работодателя - юридического лица указывается в трудовом договоре в составе сведений о его сторонах.
Трудовым кодексом РФ не установлен порядок внесения изменений в сведения о сторонах трудового договора, указанные при его заключении (например, в случае изменения фамилии или паспортных данных работника, переименования работодателя - юридического лица и др.). Некоторые специалисты считают необходимым вносить в трудовой договор подобные изменения посредством заключения дополнительного соглашения. Однако такой подход представляется нам неверным. Как видно из ст. 57 ТК РФ, законодатель разделяет понятия условий трудового договора и сведений, указываемых в нем. При этом в соответствии со ст. 72 ТК РФ соглашением сторон в письменной форме оформляется изменение именно условий трудового договора, для сведений такого порядка не предусмотрено. Дифференцированный подход законодателя к включению в трудовой договор его условий и сведений прослеживается и в части третьей ст. 57 ТК РФ, согласно которой в случае, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо обязательные сведения и (или) условия, недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме. Таким образом, законодатель не устанавливает необходимости в каких бы то ни было случаях фиксировать изменение указанных в трудовом договоре сведений о сторонах путем заключения дополнительного соглашения к нему. К аналогичным выводам приходят и суды (определение Ростовского областного суда от 18.11.2013 N 33-14738, определение Кемеровского областного суда от 29.04.2011 N 33-4451). Более того, в рассматриваемом случае закон вообще не устанавливает обязанности работодателя вносить какие-либо изменения в трудовой договор (решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20.01.2012 N 2-480/2012, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.04.2011 N А27-730/2011). Если стороны все-таки посчитают нужным отразить в трудовом договоре факт изменения сведений, то к данной ситуации представляется возможным применение по аналогии порядка, установленного частью третьей ст. 57 ТК РФ: новые сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора (без перечеркивания ранее внесенных сведений и с указанием даты их изменения). Однако и в том случае, если указанные изменения будут внесены в трудовой договор дополнительным соглашением, это не должно повлечь для сторон каких-либо негативных последствий. В трудовые книжки работников в такой ситуации производится запись о реорганизации юридического лица со ссылкой на соответствующее решение. Такую запись следует оформить по аналогии с оформлением записи о переименовании работодателя, пример которой приведен в п. 3.2 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69.
Согласно ст. 5 ТК РФ трудовые отношения наряду с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами, регулируются также и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, вправе все работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (часть первая ст. 8, ст. 22 ТК РФ).
Обязанность по внесению изменений в локальные нормативные акты в случае изменения наименования организации-работодателя законом не установлена. Данные документы продолжают действовать в отношении того круга лиц, на который они распространялись ранее, независимо от внесения в них изменений в части изменения наименования организации. В то же время не установлено и запрета на внесение изменений, если у работодателя имеется такая потребность.
Порядок внесения изменений в локальные нормативные акты трудовым законодательством не регламентирован. Представляется, что такое внесение изменений должно происходить в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов.
В соответствии с частью второй ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных трудовым законодательством*(1) и иными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников, но только при наличии такого представительного органа.
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов регламентирован ст. 372 ТК РФ. При принятии локальных нормативных актов работодателю следует учитывать, что их нормы, ухудшающие положение работников, по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть четвертая ст. 8 ТК РФ).
Также необходимо помнить, что положения локальных нормативных актов становятся обязательными для исполнения только после ознакомления работников с ними.
Вновь принимаемого сотрудника работодатель обязан ознакомить под роспись с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, еще до подписания трудового договора (часть третья ст. 68 ТК РФ). Сроков ознакомления уже работающих сотрудников с вновь принятыми работодателем локальными нормативными актами ТК РФ не устанавливает. В ст. 22 ТК РФ сказано лишь, что работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации при принятии локального нормативного акта работодатель должен учитывать мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ, то и изменения в этот локальный нормативный акт могут быть внесены с учетом мнения представительного органа работников в установленном ст. 372 ТК РФ порядке. Изменения в локальный нормативный акт могут быть внесены на основании приказа работодателя (смотрите, например, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2014 N 04АП-2673/13).
При изменении локального нормативного акта работодатель вправе утвердить его в новой редакции или внести необходимые изменения в первоначальный текст. В первом случае прежний документ утратит силу и в дальнейшем применяться не будет, во втором - прежний документ применяется с учетом принятого позднее.
С изменениями локального нормативного акта работника также необходимо ознакомить под роспись (ст. 22 ТК РФ). При этом требований об обязательном заблаговременном уведомлении работников о принятии таких актов законодательство не содержит*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

2 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите ст.ст. 101, 105, 112, 116, 135, 159, 162 ТК РФ.
*(2) Соблюсти двухмесячный срок предупреждения работодателю нужно лишь в случае, если положения локального нормативного акта каким-либо образом изменяют условия трудового договора (режим рабочего времени, размер оплаты труда и т.п.) (смотрите ст. 74 ТК РФ, ст. 162 ТК РФ, апелляционное определение СК по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15 мая 2012 г. по делу N 33-1978/2012).

Все консультации данной рубрики