Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

22.03.2016
ВОПРОС:
Лечебное бюджетное учреждение проводит аукцион на поставку медицинской техники в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Имеет ли право лечебное учреждение предусмотреть в документации обязательное требование к участнику - предоставление копий технической документации (паспорта, инструкции по эксплуатации, сертификаты соответствия и т.д.) предлагаемой медицинской техники (заказчик планирует установить требование о предоставлении копий такой документации на этапе подачи заявок на участие в аукционе, так как поставщики нередко нарушают договорную обязанность по поставке оборудования с определенными характеристиками, необходимыми заказчику)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иные нормативные правовые акты не содержат норм, запрещающих заказчику устанавливать требование о предоставлении участником закупки копий технической документации в отношении объекта закупки на этапе подачи заявок на участие в торгах. Вместе с тем нельзя исключить вероятности того, что такое требование будет квалифицировано как нарушающее принципы закупки товаров, работ, услуг, в частности принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятым заказчиком положением о закупке.
Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Закон N 223-ФЗ не содержит исчерпывающего перечня требований, которые заказчик вправе предъявить участнику закупки на этапе определения победителя закупочных процедур (в частности торгов). Этот федеральный закон устанавливает лишь принципы и основные положения, которыми должен руководствоваться заказчик при закупке товаров, работ и услуг (далее также - закупка). В частности, одним из принципов закупки является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Это правило соотносится с требованием ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) о недопустимости при проведении торгов действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах. Это требование распространяется и на закупки, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ (ч. 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ).
Положения Закона N 223-ФЗ и Закона N 135-ФЗ напрямую не запрещают заказчику требовать предоставления в составе заявки на участие в торгах на право заключения договора поставки товара той или иной документации, касающейся предмета договора (паспорт, инструкция или руководство по эксплуатации, сертификат соответствия и т.д.). Возможность устанавливать такое требование следует и из некоторых материалов правоприменительной практики (решение Управления Федеральной антимонопольной службы по УР от 25.04.2013 N СЮ05-03/2013-44Ж).
Тем не менее, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее. Согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. В силу п. 5 ст. 454 ГК РФ это правило применяется и к поставке товаров. Таким образом, закон прямо предусматривает обязанность поставщика одновременно с товаром передать покупателю документы, относящиеся к такому товару, которые необходимы для нормальной эксплуатации этого имущества и проверки соответствия товара обязательным требованиям.
В настоящей ситуации заказчик устанавливает требование о предоставлении технической документации, относящейся к медицинской технике, не в связи с исполнением договора, а на этапе проведения торгов. Как следует из вопроса, такое требование предъявляется в целях проверки соответствия оборудования (медицинской техники), которое имеется у участника закупки, требованиям к такому оборудованию, установленным заказчиком.
Пункт 2 ст. 456 ГК РФ предусматривает, что договор купли-продажи может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара. Таким образом, из закона не следует, что товар, являющийся предметом договора поставки, должен быть в наличии у поставщика на момент заключения такого договора.
Упомянутое в вопросе требование заказчика приведет к тому, что в аукционе не смогут принять участие лица, которые на дату направления заявки на участие в этом аукционе не располагают необходимой медицинской техникой, но могут приобрести ее впоследствии и передать заказчику в момент исполнения обязательства по поставке товара согласно заключаемому договору.
Кроме того, представляется, что такое условие участия в аукционе не исключает для недобросовестных участников закупки возможности предоставить копии технической документации в отношении оборудования, которым они фактически не располагают (учитывая, что такая документация может не содержать сведений о наличии у них права собственности на это имущество), и в последующем поставить оборудование, которое по своим техническим характеристикам не будет соответствовать потребностям заказчика. Иными словами, выполнение участником закупки требования заказчика предоставить на этапе торгов паспорта, инструкции по эксплуатации, сертификаты соответствия и иные документы в отношении медицинской техники, которая является объектом закупки, само по себе не гарантирует поставку оборудования с необходимыми заказчику техническими и качественными характеристиками.
Поэтому в настоящей ситуации нельзя исключить вероятность того, что контролирующий орган или суд признает требование о предоставлении на этапе подачи и рассмотрения заявок на участие в аукционе копий технической документации в отношении объекта закупки нарушающим принципы закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц, в частности принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот вывод можно косвенно подтвердить правоприменительной практикой. Так, в решении от 03.03.2015 по жалобе N 06-07/18.1/15 комиссия Челябинского УФАС России признала нарушением ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ действия заказчика (при осуществлении закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), выразившиеся в установлении в конкурсной документации требований к участникам торгов, предполагающих наличие у них на момент подачи заявок на участие в торгах специальных транспортных средств на праве аренды или собственности, поскольку это может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения количества их участников, не имеющих на момент подачи заявки на участие в торгах специальных транспортных средств, но способных оказывать данные услуги при приобретении соответствующих транспортных средств после определения победителя конкурса.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

1 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики