Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
22.03.2016
- В балансе бюджетного учреждения отражены основные средства по счетам 101.20; 101.10; 103. В конце года произведена по указанным счетам корректировка расчетов с учредителем (счет 210.06).
Можно ли не проводить корректировку расчетов с учредителем? Какая ответственность установлена за непроведение корректировки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Изменение (корректировка) показателя счета 0 210 06 000 осуществляется с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем один раз в год (перед составлением годовой отчетности). Отсутствие корректировки показателя счета 0 210 06 000 может привести к искажению данных бухгалтерского учета и отчетности бюджетного учреждения, а также данных бюджетного учета и отчетности органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Указанные искажения могут послужить поводом для административной ответственности должностных лиц учреждения.
Обоснование вывода:
Учет расчетов бюджетных учреждений с органом власти, осуществляющим в их отношении функции и полномочия учредителя, осуществляется на счете 210 06 "Расчеты с учредителем" (п. 238 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Из содержания п. 116 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), следует, что на счете 0 210 06 000 подлежит отражению стоимость того имущества, которым бюджетное учреждение не может отвечать по своим обязательствам и распоряжается только по согласованию с собственником. К такому имуществу относятся:
- соответствующие объекты недвижимости;
- особо ценное движимое имущество.
В учете бюджетного учреждения стоимость вложений учредителя формируется на счете 0 210 06 000 исходя из балансовой стоимости имущества.
Согласно применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета счет 0 210 06 000 больше не корреспондирует напрямую со счетами учета нефинансовых активов*(1). Все операции, связанные с движением имущества между учредителем и бюджетным учреждением, необходимо отражать (в части балансовой стоимости объектов):
- при поступлении имущества: по дебету соответствующих аналитических счетов счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы" и кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы";
- при выбытии имущества: по дебету счета 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" и кредиту соответствующих аналитических счетов счета 0 100 00 000 "Нефинансовые активы".
Не задействуется счет 0 210 06 000 и при осуществлении иных операций, изменяющих величину вложений учредителя в бюджетное учреждение, например в случае приобретения бюджетным учреждением соответствующих объектов имущества за счет средств субсидии на выполнение госзадания или целевой субсидии или же их поступления в такие учреждения от бюджетных учреждений, подведомственных иным учредителям.
Как правило, показатели счета 0 210 06 000 подлежат формированию только по виду деятельности (финансового обеспечения) 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" (письмо Минфина России от 22.10.2015 N 02-07-10/60698). В то же время согласно письмам Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, от 17.01.2013 N 02-06-07/111 и Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3 (п. 3.3) данное правило не применяется в отношении стоимости особо ценного движимого имущества, которое приобретено в рамках видов финансового обеспечения 2 "Приносящая доход деятельность", 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию" и закреплено за бюджетным учреждением до изменения его типа.
Иными словами, допускается применение счетов 2 210 06 000, 7 210 06 000. Однако показатели этих счетов дальнейшему увеличению не подлежат - они будут только уменьшаться по мере выбытия из распоряжения учреждения соответствующего имущества.
В течение года в результате приобретения учреждениями активов за счет средств, выделенных учредителем, списания имущества или иных случаев поступления, выбытия активов данные, отражаемые на счетах 0 210 06 000 (у учреждений) и 1 204 33 000 (у учредителей), утрачивают свою актуальность. Иными словами, суммы, отражаемые на данных счетах, уже по истечении достаточно небольшого промежутка времени не будут равны балансовой стоимости соответствующего имущества.
Согласно письму Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798 изменение (корректировка) показателя счета 0 210 06 000 осуществляется в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем один раз в год (перед составлением годовой отчетности). Подобная корректировка, в частности, может проводиться даже "в режиме реального времени", то есть непосредственно при отражении в учете любых операций по поступлению или выбытию особо ценного движимого и соответствующего недвижимого имущества.
На суммы изменений показателя счета 0 210 06 000 учреждение направляет учредителю Извещения (форма 0504805) с установленной им периодичностью. В соответствии с этими извещениями учредителем корректируется показатель счета 0 204 33 000.
Согласно абзацу одиннадцатому п. 3 Инструкции N 157н в бухгалтерском учете организаций госсектора подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее как на правдивую. Тем самым обеспечивается формирование полной и достоверной информации о наличии имущества, его использовании, финансовом результате и бухгалтерской отчетности, полноту и достоверность которой необходимо обеспечить при ведении бухгалтерского учета учреждения (п. 4 Инструкции N 157н).
Иными словами, отсутствие корректировки показателя счета 0 210 06 000 может привести к искажению информации о наличии имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах и формировании бухгалтерской отчетности.
Напомним, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% признается грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, за что ст. 15.11 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц, а именно влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей.
При этом в отношении учредителя как участника бюджетного процесса в случае, если корректировка не будет отражена в его отчетности, речь может пойти и о применении ст. 15.15.6 "Нарушение порядка представления бюджетной отчетности" КоАП РФ в связи с представлением заведомо недостоверной бюджетной отчетности.
Также согласно п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) при определении нижней границы крупной сделки в расчет принимается балансовая стоимость активов бюджетного учреждения, определяемая по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.
Итоговый показатель актива баланса (строка 410) уменьшается на чистую (остаточную) стоимость имущества, которым бюджетное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно и не отвечает по своим обязательствам. Балансовая стоимость подобного имущества отражается по строке 338 Баланса (форма 0503730) исходя из показателя счета 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем".
Таким образом, для корректного определения размера крупной сделки принципиальное значение имеет порядок формирования в учете показателя счета 0 210 06 000.
В соответствии с п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (далее - Закон N 7-ФЗ) крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Крупная сделка, совершенная с нарушением данного требования, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.
Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением указанных выше требований, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.
К сведению:
Федеральным законом N 344-ФЗ от 28.11.2015 нормы КоАП РФ дополнены ст. 7.35, согласно которой нарушение государственным (муниципальным) бюджетным учреждением порядка согласования при совершении сделки по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1% до 10% цены совершенной сделки или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет, а на само учреждение (предприятие) от 10% до 20% цены совершенной сделки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
1 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказом Минфина России от 31.12.2015 N 227н вносятся изменения в Инструкцию N 174н, в том числе в положения по учету расчетов бюджетных учреждений с органом власти, осуществляющим в их отношении функции и полномочия учредителя, отражаемых на счете 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем" (п. 3.70 Приказа N 227н).
Приказ N 227н действует со 2 марта 2016 года. Нововведения применяются в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета) (п. 2 Приказа N 227н).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним