Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.03.2016
ВОПРОС:
Является ли грубым нарушением применение государственными муниципальными казенными учреждениями (школой) при отражении операций финансово-хозяйственной деятельности неунифицированных форм первичных учетных документов, то есть форм, отличных от утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Применение государственными муниципальными казенными учреждениями (школами) при отражении операций финансово-хозяйственной деятельности форм первичных учетных документов, отличных от утвержденных Приказом N 52н, является нарушением, которое может повлечь привлечение должностных лиц к административной ответственности.

Обоснование вывода:
В целях обеспечения своевременного и достоверного отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни государственное (муниципальное) учреждение должно формировать первичный учетный документ при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ; п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ организации государственного сектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством. Так, в настоящее время госучреждениями обязательно должны применяться унифицированные формы*(1):
- требования об оформлении которых предусмотрены Приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н, далее - Приказ N 52н*(2);
- установленные правовыми актами уполномоченных органов на основании федеральных законов.
В иных случаях могут применяться формы, разработанные учреждением самостоятельно (порядок их применения и заполнения должен быть предусмотрен учетной политикой).
Положения Инструкции N 162н в части первичных учетных документов применяются только до перехода казенного учреждения, органа власти на формирование документов в соответствии с Приказом N 52н, то есть до внесения соответствующих изменений в учетную политику (п. 5 приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н).
Обратите внимание, что учреждения вправе включать в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы, дополнительные реквизиты, если иное не установлено действующим законодательством (п. 7 Инструкции N 157н). А вот удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм первичных учетных документов не допускается (смотрите, в частности, Приложение N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н).
Применение государственными муниципальными казенными учреждениями (школами) при отражении операций финансово-хозяйственной деятельности форм первичных учетных документов, отличных от утвержденных Приказом N 52н, в ходе контрольных мероприятий может быть квалифицированно как:
- нарушение требований, предъявляемых к обязательным реквизитам первичных учетных документов (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ);
- нарушение требований по оформлению фактов хозяйственной жизни экономического субъекта первичными учетными документами (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Согласно положениям п.п. 2.2 и 2.3 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренного Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, Коллегией Счетной палаты РФ 18.12.2014, при подобных нарушениях предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.11 КоАП.
Кроме того, применение форм, отличных от утвержденных для организации государственного сектора, может стать причиной претензий проверяющих органов и быть квалифицировано как неправомерное (незаконное) расходование средств бюджета (решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.10.2014 по делу N А75-7321/2014).
Разъяснений и судебной практики по вопросам квалификации нарушений в ситуациях, когда применялись формы, отличные от утвержденных именно Приказом N 52н, нами не найдено. Полагаем, что это обусловлено тем, что с момента вступления в силу Приказа N 52н данная практика еще не успела сложиться.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерские документы в госучреждении;
- Энциклопедия решений. Оформление первичных документов в госучреждении;
- Энциклопедия решений. Нарушения, выявляемые в ходе государственного (муниципального) финансового контроля. Ответственность за их совершение.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

11 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Обоснованность применения такого подхода подтверждается разъяснениями специалистов финансового ведомства (смотрите, например, письма Минфина России от 06.06.2014 N 02-06-05/27550, от 06.06.2014 N 02-06-10/27554).
*(2) Организация госсектора самостоятельно принимает решение о дате начала применения новых форм, утвержденных Приказом N 52н (письма Минфина России от 10.06.2015 N 02-07-07/33768, Федерального казначейства от 10.06.2015 N 07-04-05/02-374). Желательно, чтобы эта дата была согласована с вышестоящей организацией и утверждена локальным документом организации (учетной политикой).

Все консультации данной рубрики