Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.03.2016
ВОПРОС:
В текущем году выявлены своевременно не учтенные объекты недвижимого имущества казны (здания и земельные участки), оформленные в собственность муниципального образования в предыдущие периоды.
Может ли при постановке на учет в органе, осуществляющем права и обязанности собственника имущества казны, быть использована их кадастровая стоимость, определенная органами Росреестра?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При принятии к бухгалтерскому (бюджетному) учету своевременно не учтенных земельных участков, составляющих казну муниципального образования, в органе, осуществляющем права и обязанности собственника имущества казны, обоснованно может быть использована их кадастровая стоимость, определенная органами Росреестра. Относительно другого неучтенного недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования, соответствующее решение (постановка их на учет по кадастровой стоимости) может быть принято постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов муниципального образования.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 141 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н) объекты имущества (нефинансовых активов), составляющие государственную (муниципальную) казну, подлежат отражению на счете 108 00 "Нефинансовые активы имущества казны".
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. При этом к недвижимым вещам, в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ, относятся, в частности, земельные участки и здания.
В Вашем случае в распоряжении органа, осуществляющего права и обязанности собственника имущества казны, имеется достоверная информация о регистрации неучтенных объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования. Поэтому в данной ситуации можно говорить о принятии к учету таких объектов нефинансовых активов, выявленных при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов (п. 31 Инструкции N 157н).
Согласно п. 31 Инструкции N 157н неучтенные объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Определение текущей оценочной стоимости находится в компетенции постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов муниципального образования (далее - Комиссия) (п. 25 Инструкции N 157н).
Для земельных участков в п. 71 Инструкции N 157н предусмотрена специальная норма - земельные участки, используемые на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), учитываются по их кадастровой стоимости. Однако эта норма предусмотрена для земельных участков, учитываемых на счете 103 00 "Непроизведенные активы". Земельные участки в составе казны учитываются на аналитическом счете 108 55 "Непроизведенные активы, составляющие казну" (абзац 6 п. 144 Инструкции N 157н), и для них специальной нормы не установлено. То есть при принятии к учету земельных участков в составе казны следует руководствоваться общей нормой п. 31 Инструкции N 157н.
Вместе с тем данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственного (муниципального) учреждения вне зависимости от его типа, в том числе за различные финансовые (отчетные) периоды его деятельности (абзац 9 п. 3 Инструкции N 157н).
К тому же в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из данных положений следует вывод, что земельные участки, составляющие казну муниципального образования, могут быть приняты на учет в органе, осуществляющем права и обязанности собственника имущества казны, по их кадастровой стоимости (на основании решения Комиссии) (смотрите также письмо Минфина России от 23.12.2013 N 02-06-010/56631).
Что касается другого неучтенного недвижимого имущества - зданий, составляющего казну муниципального образования, необходимо учитывать следующее.
С одной стороны, проведение оценки объектов для определения текущей оценочной стоимости в целях принятия на учет в органе, осуществляющем права и обязанности собственника имущества казны, не является обязательным в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Кроме того, в распоряжении Комиссии имеются данные о кадастровой стоимости неучтенных объектов.
С другой стороны, кадастровая стоимость может существенно отличаться от текущей оценочной стоимости объектов. Тем более что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (ст. 24.12 Закона N 135-ФЗ).
Кроме того, на основании п.п. 3, 4 Инструкции N 157н, в которых перечислены задачи бухгалтерского (бюджетного) учета и основные требования к его ведению, субъектом учета должны быть обеспечены полнота и достоверность информации о наличии государственного (муниципального) имущества.
При принятии решения об определении текущей оценочной стоимости не учтенных своевременно зданий Комиссия должна принимать во внимание указанные факты. В том случае, если Комиссия определит, что текущая оценочная стоимость неучтенных зданий, составляющих казну муниципального образования, существенно не отличается от их кадастровой стоимости, то такую недвижимость также можно принять по ее кадастровой стоимости.
Такое решение может быть обосновано еще тем, что все организационные решения, прежде всего, должны быть направлены на решение главной задачи - обеспечение результативного и эффективного использования организациями госсектора денежных средств и иных ресурсов. В частности, они должны отвечать критерию рациональности, т.е. необходимо соблюдать баланс между выгодами, получаемыми от информации, и затратами на ее сбор. И дополнительным аргументом является то обстоятельство, что данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих муниципальную казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными информации из реестра муниципального имущества (реестра) (письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686).

К сведению:
Представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является нарушением порядка представления бюджетной отчетности в соответствии со ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Имущество казны;
- Энциклопедия решений. Нефинансовые активы имущества казны. Счет 108 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

3 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики