Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
24.11.2011
- В настоящее время ОАО в основном работает по государственным контрактам, участвуя в аукционах в качестве заказчика.
С начала 2012 года вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ). 51% акций ОАО принадлежит Республике Саха (Якутия), и ОАО подпадает под действие Закона N 223-ФЗ. В Федеральном законе от 21.07.2005 N 94-ФЗ для определения способа размещения государственного заказа применяется критерий 100 000 руб. в квартал.
Какие критерии должны применяться при проведении закупок согласно Закона N 223-ФЗ?
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), вступающий в силу с 1 января 2012 г., устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке для некоторых видов юридических лиц, перечисленных в ч. 2 ст. 1 этого Закона (далее - заказчики).
Как указано в ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Таким образом, заказчик должен руководствоваться нормами Закона N 223-ФЗ только в том случае, если он закупает товары, работы, услуги. Соответственно, в случае, если лицо, признающееся заказчиком в соответствии с Законом N 223-ФЗ, участвует в закупке товаров, работ, услуг как поставщик (исполнитель, подрядчик), Закон N 223-ФЗ в этом случае не применяется.
В частности, при участии в размещении государственного заказа, которое регулируется положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), поставщик (исполнитель, подрядчик) не должен учитывать положения Закона N 223-ФЗ. В то же время, если для исполнения своих обязательств по государственному контракту поставщик (исполнитель, подрядчик) заключает договоры с другими лицами, которые поставляют товары, выполняют работы, оказывают услуги поставщику (исполнителю, подрядчику), то заключение таких договоров должно происходить с учетом норм Закона N 223-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются законодательством РФ, а также принятыми в соответствии с ним и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке), которые должны быть размещены на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Как следует из ч. 3 ст. 3, п. 1 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, способами закупки могут быть открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
По нашему мнению, иными способами закупки, предусмотренными положением о закупке заказчика, могут быть, в том числе, запрос котировок и закупка у единственного поставщика, что следует из п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.
Закон N 223-ФЗ не определяет сам порядок закупки товаров, работ, услуг, а также не ограничивает заказчика в выборе способов закупки. На это обращено внимание и в письме Минэконразвития России от 02.09.2011 N Д28-317.
Следовательно, считаем, что при разработке положения о закупке заказчик может руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ или вправе самостоятельно разработать способы закупки и порядок закупки этими способами, в том числе определить минимальную сумму, при которой закупка должна осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
7 ноября 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним