Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
01.04.2016
- Имущество, в отношении которого учреждением принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения) следует принять к учету на забалансовый счет 02 "Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н).
Кто уполномочен демонтировать (утилизировать, уничтожать) имущество (оргтехника, а также прочее оборудование (лодки, моторы, бензопилы))? Должна ли это быть специализированная (лицензированная) организация? Может ли комиссия по выбытию нефинансовых активов утилизировать имущество самостоятельно и составлять акт утилизации, если специализированные организации отсутствуют либо не предусмотрены расходы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании имущества (демонтаж, уничтожение, утилизация), может осуществляться учреждением самостоятельно, без привлечения специализированной организации, при выполнении следующих условий:
1) наличие в составе комиссии технического специалиста необходимой квалификации, способного дать заключение о техническом состоянии имущества (оргтехники, прочего оборудования) и необходимости его списания;
2) наличие в штате учреждения специалистов, на которых могут быть возложены обязанности по изъятию из списываемых объектов драгоценных металлов (драгоценных камней) для их последующего направления в специализированные и (или) аффинажные организации;
3) наличие документально подтвержденной информации об отсутствии в списанной технике вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности.
Основные средства, содержащие вредные для жизни и здоровья человека вещества, относящиеся к отходам I-IV класса опасности, подлежат обязательной утилизации специализированными организациями.
Обоснование вывода:
В соответствии с положениями п. 51 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.
Согласно п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий:
- утверждение в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта основного средства;
- реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании.
В целях подготовки и принятия решения о списании имущества в госучреждении создается комиссия, действующая на постоянной основе (п. 34 Инструкции N 157н) (далее - Комиссия).
Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Отметим, что во всех компьютерах, мониторах и иной оргтехнике, а также прочем оборудовании пусть в небольшом количестве, но присутствуют драгоценные металлы.
Согласно п. 1.1 ст. 20 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Закон N 41-ФЗ) лом и отходы драгоценных металлов подлежат сбору во всех организациях, в которых они образуются. Собранные лом и отходы подлежат обязательному учету.
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности утверждены постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Постановление N 731). Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении (далее - Инструкция N 68н), которая применяется в части, не противоречащей Закону N 41-ФЗ и Постановлению N 731.
На основании п. 3.2 Инструкции N 68н с учетом п. 1.1 ст. 20 Закона N 41-ФЗ если списываемые (выводимые из эксплуатации) объекты основных средств (материальных запасов) содержат драгоценные металлы, то учреждение обязано направить лом и отходы драгоценных металлов в аффинажные организации или в другие организации для обработки (переработки) в целях последующего аффинажа драгоценных металлов аффинажными организациями либо реализовать аффинажным организациям для последующего аффинажа драгоценных металлов или другим организациям для обработки (переработки) и последующих направления или реализации в аффинажные организации для аффинажа драгоценных металлов.
Кроме того, в компьютерной технике, помимо драгоценных металлов, могут содержаться вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этом случае при утилизации предметов оргтехники могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности осуществляются организациями, имеющими лицензию на осуществление этой деятельности (п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Каждое публично-правовое образование самостоятельно устанавливает порядок списания имущества, принадлежащего ему на праве собственности, - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления).
К примеру, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа единый порядок списания основных средств, находящихся в хозяйственном ведении, оперативном управлении государственных учреждений, органов государственной власти автономного округа, регламентируется Положением о порядке списания государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.05.2011 N 327-П (далее - Положение). В соответствии с п. 2.1 Положения в состав Комиссии с целью оценки технического состояния списываемых объектов основных средств должен входить специалист, компетентность которого подтверждается соответствующими документами (копии дипломов, свидетельств, сертификатов, выписки из штатного расписания (при условии замещения должности не менее двух лет) и т.п.). Также п. 2.2 Положения определено, что в компетенцию Комиссии входит в том числе осуществление контроля за изъятием из списываемых объектов годных деталей, узлов, материалов, а также цветных и драгоценных металлов, драгоценных камней с определением их количества и веса, за сдачей металлов в переработку в соответствии с действующим законодательством.
В отношении объектов основных средств с неистекшими сроками полезного использования Положение предусматривает обязательное наличие технического заключения независимой стороны, с указанием конкретных причин выхода из строя объекта (повлекших утрату эксплуатационных качеств) (п.п. 4.10, 4.11, 4.15 Положения).
С учетом изложенного можно сделать вывод, что при списании (прекращении эксплуатации) имущества реализация мероприятий, предусмотренных актом о его списании (демонтаж, уничтожение, утилизация), может осуществляться учреждением (органом власти или местного самоуправления) самостоятельно, без привлечения специализированной организации, при выполнении следующих условий:
1) наличие в составе комиссии технического специалиста необходимой квалификации, способного дать заключение о техническом состоянии имущества (оргтехники, прочего оборудования) и необходимости его списания;
2) наличие в штате специалистов, на которых могут быть возложены обязанности по изъятию из списываемых объектов драгоценных металлов (драгоценных камней) для их последующего направления в специализированные и (или) аффинажные организации;
3) наличие документально подтвержденной информации об отсутствии в списанной технике вредных веществ и отнесении отходов к V классу опасности.
Однако в учреждениях, как правило, нет возможности самостоятельно проводить утилизацию оргтехники и изъятие деталей, содержащих драгметаллы. Кроме того, в ряде случаев их самостоятельное изъятие невозможно. Это обусловлено тем, что помимо драгоценных металлов в компьютерной технике часто содержатся вредные для жизни и здоровья человека вещества (например ртуть, свинец и т.д.). В этих случаях законодательство запрещает самостоятельно избавляться от таких отходов.
Поэтому рекомендуем не утилизировать оргтехнику (прочее имущество) самостоятельно, а привлечь с этой целью специализированную организацию.
Факт реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, должен быть подтвержден соответствующими первичными документами.
Законодательство в настоящее время не содержит четких указаний о наличии и виде первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества учреждения.
Вместе с тем согласно п. 6 Инструкции N 157н субъект учета вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н.
Поэтому при утилизации (уничтожении) имущества в учреждении может быть разработана форма Акта о ликвидации (уничтожении) основного средства. Данную форму учреждению следует закрепить в учетной политике.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учетная политика госучреждения;
- Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества;
- Энциклопедия решений. Организация работы профильной комиссии госучреждения при списании имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильева Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
10 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним