Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

04.04.2016
ВОПРОС:
В организации (общая система налогообложения) имеется корпоративная сотовая связь. Сотрудники оплачивают связь наличными, а затем по окончании месяца руководители отделов представляют авансовые отчеты. С оператором сотовой связи заключен договор, оплата по данному договору производится в безналичной форме или наличными денежными средствами через подотчетных лиц. Ежемесячно оператор сотовой связи представляет организации счета-фактуры и расшифровки, в которых, помимо детализации звонков, указаны также даты оплаты и форма, в которой она производилась (наличная или безналичная).
В организации есть сотрудники, которые потеряли кассовые чеки.
Может ли в данной ситуации отсутствие чеков контрольно-кассовой техники повлечь за собой отрицательные налоговые последствия для организации?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае потеря чека ККТ не влечет за собой отрицательных налоговых последствий для организации.

Обоснование позиции:

Оправдательные документы

В силу требований п. 6.3 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указания) подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами.
Конкретного перечня документов, которые могут подтверждать произведенные подотчетным лицом расходы, нормы Указаний не устанавливают, что свидетельствует об открытом перечне таких документов. Так, например, из Указаний по применению и заполнению унифицированной формы "Авансовый отчет" (форма N АО-1), утвержденных постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55, следует, что такими документами могут являться командировочное удостоверение, квитанции, транспортные документы, чеки ККТ, товарные чеки и другие оправдательные документы.
В рассматриваемом случае подотчетным лицом утеряны чеки ККТ, выданные оператором сотовой связи.
В такой ситуации к авансовому отчету рекомендуем приложить объяснительную (служебную) записку, в тексте которой следует сообщить о факте произведенной оплаты, ее сумме и дате, на которую она была произведена, а также указать на факт утери чека ККТ по данной оплате. Полагаем, что если руководитель подпишет такой авансовый отчет, то этого факта будет вполне достаточно для подтверждения разрешения работодателя на осуществление работником рассматриваемых расходов (смотрите также п. 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У и п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 N 57).

Налог на прибыль

Согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на оплату услуг связи в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
Любые затраты, учитываемые в целях налогообложения, должны быть экономически обоснованными, направленными на получение дохода и документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ). Как мы поняли, экономическая обоснованность расходов и их направленность на получение дохода в данном случае сомнений не вызывают (исходим из того, что расходы на сотовую связь осуществляются в производственных целях).
Под документально подтвержденными расходами на основании п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, являются первичные учетные документы (часть 1 ст. 9 и часть 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), ст. 313 НК РФ), к которым, по сути, относятся любые документы, отвечающие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ, в частности, содержащие реквизиты, поименованные в части 2 данной статьи.
В рассматриваемой ситуации организации необходимо документально подтвердить такие факты своей хозяйственной жизни*(1), как приобретение услуг сотовой связи, и оплату за них исполнителю. Сразу отметим, что авансовый отчет сам по себе в качестве первичного документа, подтверждающего данные факты, рассматриваться не может. Дело в том, что авансовый отчет является первичным учетным документом, служащим для подтверждения целевого расходования авансовых сумм подотчетными лицами (п. 6.3 Указания N 3210-У), факт покупки и оплаты тех или иных услуг (товаров или работ) он не подтверждает.
В качестве документов, подтверждающих факт покупки услуг, будут выступать акты оказанных услуг, полученные от оператора сотовой связи, прилагаемые к ним детализации, справки и иные подобные документы (любые документы, в которых присутствуют сведения о купленных услугах). Что касается факта оплаты, то в данном случае ввиду отсутствия чеков ККТ этот факт могут подтвердить:
- соответствующая служебная записка сотрудника, приложенная им к авансовому отчету (в том случае, если она содержит все реквизиты, перечисленные в части 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ);
- справка, предоставляемая оператором сотовой связи, содержащая в том числе сведения о произведенной оплате (сумме и дате);
- акт сверки с исполнителем услуг сотовой связи.
Полагаем, что в совокупности данных документов вполне достаточно для того, чтобы произведенные расходы на сотовую связь считались документально подтвержденными и, соответственно, могли бы быть учтены в целях налогообложения прибыли.

НДФЛ

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
В соответствии со ст. 41 НК доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки (в той мере, в какой такую выгоду можно оценить) и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
В рассматриваемой ситуации речь идет о расходах, произведенных работником для хозяйственных нужд организации, такие расходы никоим образом не могут рассматриваться в качестве экономической выгоды работника и признаваться его доходом. Поэтому они не являются объектом обложения НДФЛ.
В то же время выданные работнику подотчет суммы однозначно не должны квалифицироваться как его доход с соответствующим начислением НДФЛ только при условии, что работник в качестве отчета представляет в бухгалтерию документы, подтверждающие фактический размер произведенных расходов (т.е. подтверждает, что деньги действительно истрачены им на нужды работодателя, а не в иных целях).
Непредставление организацией надлежащих доказательств, подтверждающих расходование спорных сумм на производственные нужды, вызывает необходимость отнесения спорных сумм к доходам физического лица (смотрите постановление АС Восточно-Сибирского округа от 01.12.2015 N Ф02-6431/15 по делу N А78-7155/2015).
По нашему мнению, отсутствие документов, подтверждающих факт оплаты, само по себе не может свидетельствовать о получении сотрудником дохода. В подтверждение данного вывода можно привести следующие аргументы.
Законодательством не предусмотрен четкий перечень документов, подтверждающих фактический размер расходов, произведенных сотрудником в пользу организации. В связи с этим говорить, что такими документами являются исключительно документы, подтверждающие факт оплаты (чеки ККТ и т.д.), по нашему мнению, неверно.
При рассмотрении подобных споров судебные органы поясняют, что налоговое законодательство не связывает наличие или отсутствие кассового чека (и иных подобных документов) с отнесением выплаченных сумм к доходам физического лица. Смотрите, например, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 N 10АП-3222/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2009 N 09АП-17743/2008, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 N 13АП-4520/2007.
Считаем, что в данном случае документов, имеющихся у организации (справки, акты и т.д., полученные от оператора сотовой связи), в совокупности со служебными записками, приложенными к авансовым отчетам, вполне достаточно для подтверждения факта использования подотчетных сумм на производственные цели (смотрите дополнительно постановление ФАС Московского округа от 12.11.2009 N КА-А40/11969-09).
Также подтверждать правоту организации в данной ситуации будет факт отражения расходов на сотовую связь в бухгалтерском учете (смотрите, например, определение ВАС РФ от 14.04.2008 N 4850/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.10.2006 N Ф08-4557/06-1954А по делу N А32-31440/2004-53/795-58/1652, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 N 19АП-75/12). Отметим, что даже в случае, если такие расходы не будут учтены в целях налогообложения прибыли, в бухгалтерском учете организация их отразить обязана (ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Рекомендуем ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

16 марта 2016 г.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Напомним, что на основании части 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания (часть 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Под фактом хозяйственной жизни понимаются сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).

Все консультации данной рубрики