Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

07.04.2016
ВОПРОС:
Производится закупка товаров в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Распространяется ли действие постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 на закупку медикаментов? Необходимо ли установить в документации об электронном аукционе требование о запрете приобретения медикаментов согласно данному постановлению?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Упомянутое в вопросе постановление Правительства РФ не устанавливает запрет на закупку лекарственных средств (медикаментов), в связи с чем у заказчика отсутствуют основания указывать на такой запрет в документации об электронном аукционе.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
При осуществлении закупки товаров, работ или услуг путем проведения электронного аукциона заказчик указывает в извещении о проведении такого аукциона условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами (п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ).
Постановление Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление N 1457) принято во исполнение Указа Президента РФ от 28.11.2015 N 583 (далее - Указ N 583), п. 1 которого предусматривает, в частности:
- запрет или ограничение внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, по перечню, определяемому Правительством РФ (кроме товаров, ввозимых для личного пользования в объеме, разрешенном правом Евразийского экономического союза) (пп. "а" названного пункта);
- запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории РФ по перечню, определяемому Правительством РФ (пп. "б" названного пункта).
Постановлением N 1457 утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г. (далее - Перечень). В этот Перечень включены выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 5 названного Перечня). Запрета на поставку каких-либо товаров, включая лекарственные средства, Постановление N 1457 не предусматривает.
Товар, работа и услуга являются предметами различных видов гражданско-правовых договоров (ст.ст. 454, 702, 779 ГК РФ). В рамках применения процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, поставка товара, выполнение работы и оказание услуги не являются идентичными объектами закупки (смотрите, например, п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 2 ч. 3 ст. 21, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Во исполнение пп. "а" п. 1 Указа N 583, предусматривающего введение запрета или ограничения ввоза на территорию РФ отдельных видов товаров, принято постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1296, которым утвержден Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика и которые запрещены с 1 января 2016 г. к ввозу в Российскую Федерацию. Лекарственные средства (медикаменты) как вид товара в этом Перечне не поименованы. Кроме того, данное Постановление устанавливает запрет на ввоз отдельных видов товаров на территорию РФ, а не на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок (что предполагает запрет в том числе на закупку товаров, происходящих из иностранных государств, которые уже ввезены на территорию России).
Поэтому мы полагаем, что у заказчика нет оснований указывать в документации об электронном аукционе на наличие запретов или ограничений в отношении закупки медикаментов, основанных на Указе N 583 и Постановлении N 1457.

К сведению:
В связи с осуществлением закупки лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик должен учитывать требования, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 (далее - Постановление N 1289). В частности, при закупке такого препарата (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений) (п. 1 названного постановления).
Случаи, когда ограничения не применяются, установлены п. 5 Постановления N 1289.
Как указано в п. 4 этого постановления, если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными Постановлением N 1289 ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые Минэкономразвития России. В настоящее время такие условия допуска установлены на основании ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

18 марта 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики