Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
28.11.2011
- Для подтверждения обоснованности применения вычета по НДС за II квартал 2011 года по товарам, ввезенным в таможенном режиме выпуска, организацией в ходе камеральной налоговой проверки были представлены подтверждающие документы, в том числе декларации на товары (далее по тексту - ДТ). Товары предназначены для осуществления облагаемых НДС операций.
Все условия для того, чтобы принять к вычету налог, уплаченный на таможне (п. 1 ст. 171 НК РФ) по товарам, ввезенным на таможенную территорию РФ, выполнены, и суммы НДС, уплаченного таможенному органу по товарам, ввезенным в таможенном режиме выпуска, правомерно включены в строку 180 раздела 3 налоговой декларации по НДС за II квартал 2011 года.
При проведении камеральной проверки ИФНС обнаружила, что данным "ПИК-Таможня" даты отметок "Выпуск разрешен" по двум ДТ не совпадают с датами отметок, проставленными на представленных ДТ: 26.07.2011 и 08.08.2011 вместо 27.04.2011 и 25.05.2011 соответственно.
По результатам проверки налоговый орган принял решение о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, отказано в возмещении НДС по вышеуказанным ДТ, начислен к уплате налог, пени и штраф.
Налоговый вычет по НДС по ввезенным на территорию РФ товарам был заявлен по нескольким ДТ, несовпадение дат на штампах и в электронной базе данных "ПИК-Таможня" установлено только по двум указанным ДТ, по остальным вычет ИФНС подтвержден. В настоящее время получен акт камеральной проверки, организация планирует представить возражения по акту. Правомерны ли действия ИФНС?
Есть ли судебная практика по данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае организация имела все основания принять к вычету НДС, уплаченный таможенному органу при ввозе товаров на таможенную территорию РФ по указанным ДТ, во II квартале 2011 года, поскольку все условия, необходимые для применения налогового вычета, были соблюдены.
Несоответствие дат на штампах "Выпуск разрешен", проставленных таможенным органом на оригиналах ДТ, датам, внесенным в электронную базу данных "ПИК-Таможня", не может являться основанием для отказа в вычете НДС по ввезенным товарам, так как действующее налоговое законодательство таких требований не содержит. Поэтому, на наш взгляд, действия налогового органа в данной ситуации неправомерны.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
В частности, на основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления, по товарам, приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, либо товарам, приобретаемым для перепродажи.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату налога.
При этом вычетам подлежат только фактически уплаченные при ввозе товаров суммы налога после принятия этих товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
То есть право на вычет НДС по ввезенным на территорию РФ товарам возникает у налогоплательщика при одновременном выполнении следующих условий:
- сумма НДС фактически уплачена;
- товары приняты на учет, что подтверждается соответствующими первичными документами;
- товары предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС, или приобретаются для перепродажи.
Минфин России, давая разъяснения о моменте принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров, в письме от 12.11.2004 N 03-04-08/122, ссылаясь на нормы п. 1 ст. 172 НК РФ, указывает, что право на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, возникает у организации после принятия указанных товаров на учет, но не ранее даты, проставленной на штампе таможенного органа "Выпуск разрешен" на грузовой таможенной декларации (ДТ).
Аналогичное мнение высказано в письме ФНС России от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@.
Проставление должностным лицом таможенного органа на ДТ штампа "Выпуск разрешен" с указанием даты и заверение его подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица свидетельствует о завершении проверки ДТ, иных представленных организацией документов и товаров при таможенном оформлении, и принятии таможенным органом решения о выпуске товаров в соответствующем таможенном режиме (п. 70 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356*(1)).
С этого момента импортный товар считается ввезенным на территорию РФ и принимается организацией на учет в установленном порядке.
Это подтверждается и арбитражной практикой. Например, ФАС Поволжского округа в постановлении от 07.04.2009 N А12-5785/2008 указал, что товар должен быть принят на учет с момента, когда разрешен его выпуск таможенным органом согласно штампу на ДТ. Следовательно, НДС, уплаченный при ввозе товара на таможенную территорию РФ, принимается к вычету не ранее даты, проставленной на штампе таможенного органа "Выпуск разрешен" на ДТ, после принятия на учет этого товара (смотрите, например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.08.2010 N Ф03-4430/2010).
ДТ на ввозимые товары с отметками таможенного органа и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу, являются основанием для вычета НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, и в соответствии с п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила), регистрируются налогоплательщиком в книге покупок в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению). При этом ДТ или их копии, заверенные в установленном порядке, и платежные документы хранятся в журнале учета полученных счетов-фактур (п. 5 Правил).
На практике налоговые органы в качестве документа, подтверждающего фактическую уплату НДС, в целях его принятия к вычету дополнительно требуют представить подтверждение уплаты таможенных пошлин и налогов, которое выдается таможенным органом по требованию налогоплательщика на основании п. 4 ст. 117 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (смотрите, например, письма Минфина России от 05.08.2011 N 03-07-08/252, от 30.06.2008 N 03-07-08/159). Форма такого подтверждения установлена приложением N 1 к приказу ФТС России от 23.12.2010 N 2554 "Об утверждении форм подтверждения уплаты таможенных пошлин, налогов и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей".
Подлежащая вычету (возмещению) сумма НДС включается в налоговую декларацию по НДС за тот налоговый период, в котором у налогоплательщика возникло право на применение этого налогового вычета.
Форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.
Согласно п. 38.11 Порядка суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежащие вычету в соответствии со ст.ст. 171 и 172 НК РФ, отражаются по строке 180 и включаются в строку 170 раздела 3 налоговой декларации.
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае организация имела все основания принять к вычету НДС, уплаченный таможенному органу при ввозе товаров на таможенную территорию РФ по указанным ДТ, во II квартале 2011 года, поскольку все перечисленные выше условия для применения налогового вычета были соблюдены, включая наличие на ДТ отметок таможенного органа "Выпуск разрешен", датированных 27.04.2011 и 25.05.2011 соответственно, а также наличие номеров этих ДТ в графе "Основания для расходования денежных средств" представленного организацией отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, за II квартал 2011 года, выданного в подтверждение фактической уплаты таможенных пошлин и налогов таможенным органом.
Несоответствие дат на штампах "Выпуск разрешен", проставленных таможенным органом на оригиналах ДТ, датам, внесенным в электронную базу данных "ПИК-Таможня", не может являться основанием для отказа в вычете НДС по ввезенным товарам, так как действующее налоговое законодательство таких требований не содержит. Поэтому, на наш взгляд, действия налогового органа в данной ситуации неправомерны.
Эта позиция подтверждена сложившейся арбитражной практикой. Суды при рассмотрении правомерности применения налоговых вычетов по импортированным товарам подчеркивают, что единственными условиями для принятия таких сумм НДС к вычету в силу ст.ст. 171, 172 НК РФ является наличие контракта с иностранной компанией на приобретение товаров, ДТ, оформленных таможенными органами в режиме импорта, с отметками "Выпуск разрешен" и платежных поручений или иных документов, подтверждающих оплату НДС при ввозе товаров на территорию РФ, и, как правило, поддерживают налогоплательщиков, признавая требования налоговых органов, не предусмотренные нормами НК РФ, необоснованными (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5030-07, от 21.07.2006 N КА-А40/6503-06; ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2006 N А56-55814/2005).
Примеров судебной практики, касающихся непосредственно вопросов, связанных с применением вычетов НДС по ввезенным на территорию РФ товарам в случае несоответствия дат, проставленных таможенным органом на ДТ, с датами, внесенными в электронную базу данных "ПИК-Таможня", нами не найдено.
Но, рассматривая обоснованность вычета НДС по отсутствующим в электронной базе данных ДТ, ФАС Московского округа в постановлении от 16.06.2009 N КА-А40/4475-09 удовлетворил требование налогоплательщика о признании частично недействительным решения налогового органа, отказавшего в вычете НДС, отклонив доводы о том, что представленные ДТ не зарегистрированы в базе данных "ПИК-Таможня", поскольку действующее налоговое законодательство не связывает право налогоплательщика на налоговый вычет по НДС с отражением ДТ в электронной базе данных "ПИК-Таможня". Ранее к аналогичному выводу пришел Девятый ААС в постановлении от 16.02.2009 N 09АП-17737/2008.
Такие же выводы о том, что отсутствие сведений о ДТ в электронной базе данных "ПИК-Таможня" при наличии надлежащим образом оформленных ДТ не свидетельствует об отсутствии таможенного оформления ввозимых на территорию РФ товаров и отсутствии у налогоплательщика права на налоговый вычет по НДС, уплаченному при ввозе этих товаров, были сделаны Девятым ААС и в постановлении от 09.12.2009 N 09АП-21910/2009.
К сведению:
Напомним, что в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).
В свою очередь, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган (п.п. 1 и 2 ст. 101.2 НК РФ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано и в судебном порядке, но только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Объедкова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав
11 ноября 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказом ФТС России от 05.03.2011 N 510 (в редакции приказа ФТС России от 26.09.2011 N 1960) настоящий приказ признан утратившим силу с 1 декабря 2011 года.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним