Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
14.04.2016
- Организация (г. Москва) провела специальную оценку рабочих мест, по итогам установлен 2 класс условий труда. Далее сотрудников, которым был показан медосмотр, направили в медицинскую организацию. По итогам проведения медицинского осмотра медицинская организация дала свои рекомендации (в заключительном акте) о необходимости обеспечения некоторых сотрудников путевками на санаторно-курортное лечение. Среди работников, которые согласно заключительному акту нуждаются в санаторно-курортном лечении, нет лиц с производственными травмами или профессиональными заболеваниями.
Обязана ли организация выполнять эти рекомендации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Работодатель в силу закона не обязан за свой счет обеспечивать работников, перечисленных в заключительном акте, путевками на санаторно-курортное лечение.
Обоснование позиции:
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев. Некоторые специалисты на основании этой нормы делают вывод о том, что работодатель должен в целях предупреждения возникновения профессиональных заболеваний у работников, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, оплатить им данное лечение из собственных средств. Однако мы не можем согласиться с таким подходом. Указанная формулировка представляет собой норму общего характера. Такие нормы подлежат применению во взаимосвязи с другими положениями, раскрывающими их содержание. Соответственно, конкретный перечень мер по предотвращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязанность по обеспечению которых возложена на работодателя, устанавливается законом. Такой перечень дополняют обязательства работодателя по вопросам улучшения условий и охраны труда работников, их оздоровления, включенные в коллективный договор, соглашение, локальный нормативный акт, трудовые договоры (ст. 8, ст. 9, ст. 41, ст. 46 ТК РФ).
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда перечислены в ст. 212 ТК РФ. Предоставление путевок работникам, которые по итогам периодического медицинского осмотра признаны нуждающимися в санаторно-курортном лечении, среди таких обязанностей не значится. Нет норм, прямо обязывающих работодателя оплачивать работникам путевки, и в других федеральных нормативных правовых актах (определение правил, процедур, критериев и нормативов, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, относится согласно ст. 6 ТК РФ к компетенции федеральных органов государственной власти). Тем самым подобная обязанность существует, только если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовыми договорами.
В соответствии с частью третьей ст. 226 ТК РФ финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг)*(1). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н. Предоставление работникам путевок на санаторно-курортное лечение в Типовом перечне отсутствует. Вместе с тем конкретный перечень мероприятий определяется работодателем исходя из специфики его деятельности (сноска 1 к Типовому перечню). Полагаем, что работодатель, который в процессе договорного регулирования трудовых отношений не принимал на себя обязательств по оплате санаторно-курортного лечения работников, может принять решение об этом с целью реализации требования о необходимом объеме финансирования им мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете ФСС России на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила). Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в ФСС России в текущем финансовом году. Предельный объем средств указан в п. 2 Правил. Финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя в том числе на такое мероприятие, как санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. "д" п. 3 Правил). В срок до 1 августа текущего календарного года страхователь обращается в территориальный орган ФСС России по месту своей регистрации с заявлением и необходимыми документами (план финансового обеспечения, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда и коллективного договора, заключительный акт, списки работников, направляемых на санаторно-курортное лечение, с указанием рекомендаций, содержащихся в заключительном акте, копии договоров (счетов) на приобретение путевок и др.). Фонд принимает решение о предоставлении финансового обеспечения предупредительных мер либо об отказе. Основания для отказа перечислены в п. 10 Правил. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в территориальный орган ФСС России документы, подтверждающие произведенные расходы. Расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Трошина Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кикинская Анна
25 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если на работодателя распространяется действие Московского трехстороннего соглашения на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей, размер средств, выделяемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в расчете на каждого работающего должен быть не ниже размера определенной этим соглашением минимальной заработной платы в городе Москве (п. 5.7 Московского трехстороннего соглашения). О том, на кого распространяется действие Московского трехстороннего соглашения, смотрите ст. 12 Закона г. Москвы от 11.11.2009 N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве".
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним