Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
14.04.2016
- Бюджетным учреждением (школа-интернат) планируется заключение с гражданином договора о целевом обучении. На основании этого договора впоследствии между гражданином и университетом будет заключаться договор о целевом приеме. По договору о целевом обучении организация обязана предоставить гражданину, не являющемуся сотрудником школы, меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты денежных средств в определенной сумме при условиях окончания сессии на "хорошо" и "отлично".
Планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения расходы на выплату мер социальной поддержки в рамках договора о целевом обучении на текущий год не предусмотрены.
Правомерна ли выплата бюджетным учреждением в виде мер социальной поддержки по договору о целевом обучении? На какой код КОСГУ отнести указанные выплаты? Какова корреспонденция счетов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учреждение, заключившее с гражданином договор о целевом обучении, обязано предоставить ему меры социальной поддержки и включить такое условие в договор о целевом обучении. При заключении такого договора стороны самостоятельно определяют перечень мер социальной поддержки, предоставляемых гражданину, с указанием порядка, сроков и размеров их предоставления.
Выплата предусмотренных договором о целевом обучении мер социальной поддержки студента может быть отражена в учете учреждения с применением кодов 290 или 262 КОСГУ.
Обоснование вывода:
1. Согласно ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) образовательные организации вправе проводить целевой прием на обучение.
Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, который заключается между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и управомоченной организацией, которая, в свою очередь, заключила договор о целевом обучении с гражданином (ч. 3 ст. 56 Закона N 273-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 56 Закона N 273-ФЗ предоставление мер социальной поддержки студентам, обучающимся в образовательных организациях, является одним из существенных условий договора о целевом обучении, заключенного с управомоченной организацией.
К таким мерам могут относиться меры материального стимулирования, оплата платных образовательных услуг, предоставление в пользование и (или) оплата жилого помещения в период обучения и другие меры социальной поддержки.
Порядок заключения и расторжения договора о целевом обучении, а также его Типовая форма утверждены постановлением Правительства РФ N 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении".
В соответствии с п. 3 Типовой формы перечень мер социальной поддержки, предоставляемых гражданину, с указанием порядка, сроков и размеров их предоставления устанавливается учреждением, заключающим договор о целевом обучении, самостоятельно.
2. Положения законодательства свидетельствуют о возможности самостоятельного распоряжения бюджетным учреждением всеми полученными доходами, в частности:
1) доходы, полученные бюджетным учреждением от осуществления приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ);
2) пунктом 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) для бюджетных учреждений прямо предусмотрено ограничение распоряжения только:
- особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;
- недвижимым имуществом.
Денежными же средствами, являющимися иным движимым имуществом (п. 2 ст. 130 ГК РФ), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено Законом N 7-ФЗ.
Следовательно, и средствами субсидий на выполнение госзадания и доходами, полученными от приносящей доход деятельности (при соблюдении определенных условий), бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и собственных средств учреждения, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (План ФХД), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н (далее - Требования).
В случае, если расходы по заключаемому с гражданином договору о целевом обучении не были предусмотрены Планом ФХД, в соответствии с п. 17-20 Требований учреждению необходимо внести в него соответствующие изменения.
При внесении изменений в План ФХД составляется новый план, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменений в План ФХД (п. 19 Требований). Периодичность внесения изменений в план ФХД Требованиями не установлена.
Обратите внимание: при принятии решения об осуществлении бюджетным учреждением тех или иных расходов за счет средств субсидии на выполнение задания необходимо проанализировать, насколько подобные расходы могут быть соотнесены с условиями выполнения такого задания.
Дело в том, что для определения целевого характера расходов средств субсидии на выполнение задания, как правило, применяются два основных критерия:
1) направленность расходов на выполнение государственного (муниципального) задания (смотрите, например, решение суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N 12-562/2015 от 07.05.2015);
2) соблюдение иных условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных:
- порядком предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ;
- соглашением о предоставлении субсидии (смотрите, например, решение Волгоградского областного суда N 07-450/2015 от 17.04.2015).
3. При составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов), применяются положения БК РФ в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ).
Согласно внесенным в положения бюджетного законодательства изменениям начиная с 1 января 2016 года санкционирование расходов осуществляется без применения КОСГУ (п. 7 ст. 4 Закона N 311-ФЗ). При этом целевой характер расходов определяется в том числе по коду вида расходов. В то же время согласно п. 1 ст. 18, ст. 19 БК РФ КОСГУ по-прежнему входит в состав бюджетной классификации Российской Федерации и применяется для ведения бюджетного учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности.
При этом в целях ведения учета и составления отчетности обязательно должна применяться увязка кодов КОСГУ и кодов видов расходов классификации расходов бюджетов в соответствии с требованиями Таблицы соответствия (Приложение 5.1 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н)).
Указания N 65н прямо не устанавливают порядок применения КОСГУ при осуществлении образовательным учреждением расходов, предусмотренных п. 6 ст. 56 Закона N 273-ФЗ.
В то же время положениями Указаний N 65н предусмотрено, что:
- выплата стипендий студентам, расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку студентов, а также иные аналогичные расходы подлежат оплате за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ;
- расходы по социальному обеспечению населения вне рамок систем государственного пенсионного, социального, медицинского страхования подлежат оплате за счет подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.
Приведенные выше положения Указаний N 65н при желании можно толковать как допускающие применение в рассматриваемой ситуации и кода 290 КОСГУ, и кода 262 КОСГУ.
Поэтому решение о применяемой в рассматриваемой ситуации статье (подстатье) КОСГУ может быть закреплено в учетной политике учреждения.
Обратите внимание, что расходы федеральных государственных органов на социальную поддержку граждан, осуществляемую в соответствии со ст. 56 Закона N 273-ФЗ, рекомендовано отражать по соответствующим видам расходов группы 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению" и подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ (письмо Минфина России от 03.07.2014 N 02-05-12/32269).
В зависимости от принятого учреждением решения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в соответствии с требованиями Инструкции по применению плана счетов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 N 174н, операции по осуществлению выплат, предусмотренных п. 6 ст. 56 Закона N 273-ФЗ, могут быть отражены с применением следующих корреспонденций:
1) Дебет 0 109 00 200 (0 401 20 200) Кредит 0 302 62 730, 0 302 91 730
- отражено начисление мер социальной поддержки, предусмотренных договором о целевом обучении гражданина;
2) Дебет 0 302 62 730, 0 302 91 830 Кредит 0 201 11 610
- перечислена мера социальной поддержки на банковский счет (карту). Одновременно отражено увеличение по забалансовому счету 18 (КОСГУ 262 или 290).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Внесение изменений в План ФХД бюджетного (автономного) учреждения;
- Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов;
- Энциклопедия решений. Осуществление бюджетным (автономным) учреждением расходов, которые прямо не учитывались при определении размера субсидии на выполнение госзадания.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильева Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
23 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним