Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
15.04.2016
- Передается имущество от одного федерального государственного унитарного предприятия (далее - ФГУП) другому ФГУП. Передающая сторона сопровождает операцию по передаче имущества актом по форме ОС-1, в котором перечислено все передаваемое имущество, как относящееся к основным средствам, так и не являющееся таковым. При этом указанный документ содержит все реквизиты, обязательные для первичного документа.
Кто (передающая сторона или принимающая) определяет формы документов для передачи имущества?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача ФГУП основных средств, иных материальных запасов оформляется первичными документами, формы которых определяются руководителем передающего предприятия. Предприятию, получающему имущество, не предоставлено возможности определять формы и порядок заполнения (детализации) первичных документов, оформляемых другим экономическим субъектом.
Обоснование вывода:
Частью 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
С 1 января 2013 года (с вступлением в силу Закона N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (утвержденные ранее Госкомстатом России), не являются обязательными к применению. Однако их можно использовать или брать за основу, разрабатывая собственные формы.
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). На что указано и в Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 (далее - Информация Минфина). Смотрите также письмо Минфина России от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5971. Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (транспортная накладная), инструкциями для организаций государственного сектора (приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н) и т.п., то их использование по-прежнему необходимо.
В Информации Минфина также отмечено, что, исходя из ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Закона N 402-ФЗ, руководителем экономического субъекта определяется также состав первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, и перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов.
Отметим, что к организациям государственного сектора относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов (п. 9 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Унитарное предприятие, в том числе государственное, является коммерческой организацией (ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях") и не относится к организациям государственного сектора. В связи с чем на унитарные предприятия не распространяются инструкции для организаций госсектора, в частности "Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями", утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н). Смотрите письмо Минфина России от 30.12.2013 N 02-06-010/58236.
То есть, в общих случаях, федеральные государственные унитарные предприятия (далее также - ФГУП) руководствуются общими требованиями к оформлению первичных документов, установленными ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Случаи, в которых ФГУП при составлении первичных учетных документов должны руководствоваться унифицированными формами, оговорены в п.п. 7, 8 Приказа N 52н*(1). Среди них операции по передаче федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ФГУП, другому ФГУП по распоряжению Федерального агентства по управлению государственным имуществом не предусмотрены.
Таким образом, передача ФГУП имущества (в том числе основных средств, иных материальных запасов) оформляется в общем порядке первичными документами, формы которых определены руководителем передающего предприятия - то есть того субъекта, который совершает соответствующий факт хозяйственный жизни (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Предприятию, получающему имущество, не предоставлено возможности определять формы первичных документов, оформляемых другим экономическим субъектом. Соответственно, в случае, если документ, сопровождающий операцию по передаче имущества, содержит все необходимые реквизиты, определенные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, то у получающей стороны нет оснований для непринятия данного первичного документа к учету. Напомним, что обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В соответствии с п. 81 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания по ОС), передача объекта основного средства в собственность других лиц оформляется Актом приемки-передачи основных средств. Как уже рассмотрено выше, экономический субъект, не относящийся к организациям госсектора, вправе оформить такой акт по самостоятельно разработанной форме. При этом за основу вполне может быть (но не обязательно) взята унифицированная форма акта о приеме-передаче объекта ОС (кроме зданий, сооружений) N ОС-1, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Учет и движение имущества, не относящегося к основным средствам, осуществляется в порядке, определенном Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания по МПЗ). Так, при продаже материалов предусмотрено оформление накладной на отпуск материалов на сторону (п. 120 Методических указаний по МПЗ). Списание материалов, передаваемых безвозмездно, осуществляется на основании первичных документов на отпуск материалов - товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону и др. (п. 132 Методических указаний по МПЗ). Для разработки собственных первичных документов могут быть использованы такие унифицированные формы, как накладная на отпуск материалов на сторону по форме N М-15, утвержденная постановлением Госкомстата от 30.10.1997 N 71а, товарная накладная по форме N ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
При этом Методические указания по МПЗ не ограничивают передающую сторону (не относящуюся к организациям госсектора) в разработке и применении необходимых ей для передачи материалов форм первичных документов, включая название данных форм. В связи с чем не видим препятствий для того, чтобы передачу материалов унитарным предприятиям другому экономическому субъекту оформлять документом, именуемым "акт приемки-передачи" (в том числе разработанным на основе формы N ОС-1). Кроме того, передающая сторона при разработке собственных первичных документов может ориентироваться и на формы документов, утвержденных для использования в организациях госсектора*(2).
Что касается перечня (вида) имущества, передаваемого по одному первичному документу, именуемому в данном случае Актом приемки-передачи N ОС-1, то ни положения Закона 402-ФЗ, Методических указаний по ОС, Методических указаний по МПЗ, ни иных положений по бухгалтерскому учету не ограничивают экономический субъект в праве самостоятельно определять степень детализации информации, отражаемой в первичном документе.
Полагаем, что сторона, получающая документы от контрагента, может повлиять на документальное оформление операции только в том случае, если соответствующее условие в части используемых форм первичных документов или порядка отражения в них значимой информации прямо закреплено, например, условиями договора, заключенного сторонами, либо внутренними распорядительными документами собственника имущества, закрепляемого за ФГУП на праве хозяйственного ведения.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Правила ведения первичной учетной документации для целей бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Разработка и утверждение первичных документов для бухгалтерского учета;
- Энциклопедия решений. Документальное подтверждение расходов в целях налогообложения прибыли.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
22 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ N 52н распространяется на федеральные государственные унитарные предприятия в следующих случаях:
- при ведении бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении ими в соответствии с бюджетным законодательством РФ полномочий государственных (муниципальных) заказчиков по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками (п. 7 Приказа N 52н);
- при передаче им Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" на основании соглашений своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, от лица указанной корпорации при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ (п. 8 Приказа N 52н).
Смотрите также п. 3.1 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Организациями госсектора при оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов, в том числе вложений в объекты недвижимого имущества, предусмотрено составление Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101). Акт о приеме-передаче (форма 0504101) применяется при оформлении приема-передачи как одного, так и нескольких объектов нефинансовых активов. Причем учреждению в рамках формирования учетной политики предоставлено право устанавливать порядок применения этого акта при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов.
Такой акт оформляется при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе:
- при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения);
- при передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в том числе при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения);
- при передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса);
- при иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества.
В то время как накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (форма 0504205) применяется для учета отпуска материальных ценностей учреждением-отправителем сторонним учреждениям (организациям) - получателям, организациям, в том числе с привлечением организаций, осуществляющих перевозку, на основании договоров (контрактов) и других документов.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним